Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Брексит сделает британское производство более прибыльным

Снижение тарифов позволит повысить производительность автомобильной промышленности Соединенного Королевства

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Брексит сделает британское производство более прибыльным, считает британский эксперт. Он предлагает игнорировать призывы к введению мер в ответ на вероятные действия Евросоюза, поскольку в конечном итоге они могут Британии навредить. Лучше всего будет просто уйти и, продемонстрировав свою доброжелательность, не вводить никаких пошлин против стран Евросоюза и всех остальных, уверен эксперт.

Запланированная покупка Vauxhall компанией Peugeot стала причиной опасений, что автомобилестроение и промышленность Великобритании в целом испытают на себе мощный удар в результате реализации планов Терезы Мэй (Theresa May) по выходу страны из Евросоюза. Однако на самом деле ситуация будет развиваться иначе.


Членство в Евросоюзе, несомненно, приносит пользу обрабатывающей промышленности. По некоторым оценкам, уровень защиты от действия тарифных и нетарифных барьеров составляет примерно 20%. Если от него избавиться, то цены на промышленную продукцию на внутреннем рынке Соединенного Королевства снизятся примерно на те же 20%. Это положительно скажется на потребителях и повысит уровень конкуренции на рынке. И, в свою очередь, приведет к росту производительности во всех секторах экономики. Если добавить к этому сходные последствия упразднения единой сельскохозяйственной политики и связанных с ней тарифов, результатом, который получится вследствие работы стандартной модели международной торговли, станет долгосрочная выгода для потребителей, рост ВВП до 4%, а также снижение потребительских цен на 8% и увеличение доходов казны на 7%.


Но какие последствия это будет иметь для автомобилестроения и промышленности в целом? В прошлом британское автомобилестроение и обрабатывающая промышленность пережили периоды стремительного роста, когда им удалось отказаться от устаревших технологий и подняться по цепочке создания добавленной стоимости к высокотехнологичному производству.

Подобная наукоемкая деятельность — как и в сфере финансов, образования и здравоохранения — представляет собой относительное преимущество Великобритании. Сегодня, согласно данным Национального статистического управления Великобритании, значительная часть из тех 8% рабочих мест, которые приходятся на сферу промышленного производства, стали высокотехнологичными и конкурентоспособными на мировых рынках. Мы часто забываем о том, что половина нашего экспорта промышленных товаров и 60% наших автомобилей продаются за пределами рынков Евросоюза.


Одним из факторов является обменный курс: с момента проведения референдума по вопросу о членстве Великобритании в Евросоюзе курс фунта стерлинга к доллару и евро снизился примерно на 15%. Но еще одним фактором станет способность британского автомобилестроения получить доступ к мировым каналам поставок, не оглядываясь на стоимость тарифов.


Если сложить все эти факторы вместе, становится ясно, что промышленное производство и автомобилестроение будут приносить гораздо больше прибыли, чем прежде, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. По моим оценкам и оценкам Эдгара Миллера (Edgar Miller) из Школы бизнеса имени Джона Касса (Cass Business School), прибыль промышленных предприятий в среднем может вырасти на 16%, а предприятий автомобилестроения — примерно на 14%, что в основном объясняется падением курса фунта стерлинга.


Для промышленности это является мощным толчком для повышения доходности, поскольку в долгосрочной перспективе это позволит им увеличить производительность. Это также объясняет, почему обрабатывающая промышленность Соединенного Королевства, которая еще не оправилась от неопределенности, возникшей в связи с Брекзитом, сейчас работает на полную мощность — недавно был зафиксирован рост индекса покупательной способности в этом секторе.


Перспективы заключения торгового соглашения с Евросоюзом не играют почти никакой роли. К примеру, в своих расчетах мы учли возможность введения нынешних тарифов в обрабатывающей промышленности, которые в среднем составляют скромные 3,5%. И, если свободная торговля между Соединенным Королевством и Евросоюзом сохранится при том, что все взаимные тарифы будут отменены, прибыль вырастет еще больше.


Что будет, если мы тоже введем тарифы в ответ на действия Евросоюза? Непосредственные потери промышленного производства Соединенного Королевства будут относительно небольшими, потому что британское правительство возмещает ввозные пошлины на все реэкспортируемые товары — около 70% для обрабатывающей промышленности. Но даже от этого скоро можно будет отказаться, потому что производители смогут переключиться на ресурсы и товары, производимые в Соединенном Королевстве или в других странах, когда будут подписаны торговые соглашения.


Нам стоит игнорировать призывы к введению ответных мер, которые в конечном итоге могут нам навредить. Какие бы тарифы мы ни вводили, эти тарифы, согласно правилам Всемирной торговой организации, должны действовать в отношении всех остальных наших партнеров до момента подписания новых торговых соглашений. Кроме того, в Евросоюзе могут возникнуть кратковременные перебои в работе производственных каналов поставок. Лучше всего будет просто уйти и, продемонстрировав свою доброжелательность, не вводить никаких пошлин против стран Евросоюза и всех остальных.


Это позволит нам уже очень скоро пожинать плоды свободной торговли, более низких цен и роста производительности. Мы можем продолжить переговоры по вопросу о заключении торговых соглашений с другими странами, в ходе которых будут обсуждаться такие вопросы, как инвестиции и права собственности, проведение государственных закупок и более широкий доступ на рынок услуг — именно в этих сферах сейчас сохраняются самые высокие барьеры во всем мире.


Однако какой бы маршрут к свободной торговле ни выбрала премьер-министр Мэй, автомобилестроение и промышленность Соединенного Королевства в целом вполне могут рассчитывать на успешный переход к более высокопроизводительному будущему.


Патрик Минфорд — председатель организации «Экономисты за свободную торговлю» (Economists for Free Trade) и профессор прикладной экономики в университете Кардиффа.