Рельеф южной Литвы очень ровный. Не видно даже небольших холмов.
Фермер Лудвикас Мачунскас (Ludvikas Mačiunskas) ходит по краю поля и показывает округу. Кроме нескольких частных домов виднеются только поля и небольшие участки леса между ними. Один дуб здесь, другой — там.
Здесь никто не гуляет. Очень тихо.
«Ситуация сейчас такая, что я не считаю войну чем-то невозможным», — говорит Мачунскас.
Мачунскас так рассуждает, поскольку знает, что его поля являются частью главной линии обороны стран Балтии. Его участок расположен в деревне Авикилай, рядом с границей Польши и Литвы, в так называемом Сувалкском коридоре.
Сувалкский коридор расположен между Белоруссией и российским Калининградом и составляет примерно сто километров в ширину. Он является единственным сухопутным путем сообщения стран Балтии с другими странами НАТО.
Уязвимость этой территории с начала этого года вновь стала актуальной темой, поскольку Россия вскоре собирается провести вместе с Белоруссией масштабные учения «Запад» на своих западных границах. В 2013 году в ходе этих учений отрабатывали и перекрытие Сувалкского коридора.
Президент Литвы Даля Грибаускайте (Dalia Grybauskaitė) в феврале напрямую сказала, что учения «Запад-2017» беспокоят Литву, поскольку у границ страны будет размещено большое количество войск, «которые, очевидно, готовятся к войне с Западом».
Беспокойства добавляет и состояние отношений России и Белоруссии, которые в последнее время обострились.
Мачунскас обо всем этом знает.
«Обеспечение безопасности этой территории — большая проблема. То, что Россия представляет собой угрозу, понимают все здравомыслящие люди», — говорит он.
«Россия демонстрирует свою силу. Нужно готовиться к тому, что военные игры не являются только играми».
Мачунскас останавливается, чтобы осмотреть главное здание своих владений. Он — фермер в четвертом поколении. Во время советской оккупации его семье были переданы земли белых. Позже земли пришлось передать колхозу, но Мачунскас получил их обратно после того, как Литва стала независимой.
«Вчера я был в гостях у одного знакомого, который живет недалеко. Его родителей сослали в Сибирь, где он и родился. Он рассказал мне о своем оружии и добавил, что теперь с ним так легко не разделаешься».
Когда едешь от владений Мачунскаса к границе Польши, пейзаж становится более холмистым. Узкая дорога изгибается в соответствии с ландшафтом. Иногда она взбирается на небольшие холмы. Основным транспортом в будние дни являются грузовики.
Никаких природных преград для движения нет, как и на поле Мачунскаса. Здесь армии могут пройти достаточно легко.
«В 2013 году учения „Запад" продемонстрировали, что перекрытие Сувалкского коридора не занимает много времени. Оборона коридора — тяжелая задача», — говорит исследователь Гиедриус Чеснакас (Giedrius Česnakas) из Университета Витовта Великого.
Россия при желании может закрыть все воздушное пространство этой территории при помощи систем, находящихся в Калининграде.
«Поэтому я хорошо понимаю, почему войска США подходят настолько близко», — говорит он.
В ноябре в польском городе Ожише, примерно в ста километрах от литовской границы, будут размещены примерно тысяча американских солдат.
Размещение американских войск в Ожише — прежде всего, предупреждение. Они напоминают, что возможное нападение автоматически сделало бы из США участника военных действий. Многих специалистов это успокаивает. В теории удар мог бы привести даже к третьей мировой.
Россия уже осудила размещение американских войск так близко к границе. По словам Кремля, разговоры об угрозе со стороны России просто смешны.
Многие местные, тем не менее, настолько сильно обеспокоены, что даже батальоны НАТО и поддержка странам НАТО, провозглашенная на заседании Конгресса президентом США Дональдом Трампом (Donald Trump), не могут их успокоить. Речи, звучащие из Кремля, только усиливают эти опасения.
Беспокойство присутствует и в словах учащихся польского Сувалкского университета.
«Большинство, наверное, думает, что войска будут находиться слишком далеко, если что-нибудь случится», — говорит учащийся, представившийся как Лукаш (Łukasz), о войсках, которые будут находиться на расстоянии 100 километров.
«Я все время волнуюсь, Россия очень опасна. Ее руководство непредсказуемо. Ведь Владимир Путин вторгся в Украину», — говорит Вероника Пшиленцкая (Weronika Przyłęcka).
В Польше есть и такие люди, которые даже не задумывались над ситуацией.
«Своих проблем хватает», — говорит Дарек Синкевич (Darek Sinkiewicz), идущий по центральной улице города.
«Ничего об этом не слышала», — говорит Моника Юдыцкая (Monika Judycka).
В Литве практически невозможно найти человека, который бы не слышал о российской угрозе. Политики много говорят о России, она является главной темой обсуждений в СМИ.
Частично это объясняется расположением страны. По другую сторону границы находится Калининград, где Россия разместила тактическое оружие. Речь, однако, идет о позиции руководства страны. Информирование как международного сообщества, так и собственных граждан о действиях России является главной составляющей обороны страны.
«Одним из объяснений является то, например, что в Литве, в отличие от Латвии, нет такого большого русскоязычного меньшинства. Поэтому в политическом смысле на эти темы говорить гораздо проще», — объясняет исследователь Чеснакас (Česnakas).
Следствием этого стало два обстоятельства. Во-первых, не встретило возражения быстрое увеличение военного бюджета до требуемых НАТО 2% от ВВП. Во-вторых, каждому литовцу пришлось задуматься над сложившейся ситуацией.
«Некоторые очень волнуются», — говорит Йонас Багдонас (Jonas Bagdonas).
Он вместе со своей женой Нерингой Багдонас (Neringa Bagdonas) складывает сумки с продуктами в машину на стоянке у гипермаркета Kaufland в Сувалках. Продукты питания в Польше настолько дешевле, что имеет смысл каждое воскресенье ездить в магазин, находящийся в 70 километрах от дома.
«Я только не понимаю, почему НАТО и американцы не разместят здесь столько войск, сколько надо для защиты этого участка», — говорит Багдонас.
Многие литовцы говорят о том, что они боятся, часть даже обдумала маршруты побега в случае войны.
Есть, однако, и такие, кого постоянные разговоры о России заставляют сомневаться. Но и они не возражают против увеличения расходов на оборону.
«Кто-то хочет, чтобы мы постоянно находились в состоянии тревоги. Политики говорят о России, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем», — говорит 50-летний Мечисловас (Mečislovas).
Он курит с двумя приятелями в центре Друскининкая. Друскининкай — старый литовский курортный город недалеко от границы с Белоруссией. Его центр представляет собой смесь превращенных в пансионаты резных дачных домиков и больших курортных построек советских времен.
«Это ничего не меняет. Россия уже получила урок на Украине. И деньги у нее закончатся. Она не начнет воевать с НАТО», — говорит Миколаш (Mykolas).
Некоторые пытаются думать по-другому.
«Я стараюсь не следить за новостями, хотя никуда от этого не денешься», — говорит Соната Мисюкевичене (Sonata Misiukevičienė), которая пришла с друзьями поиграть в боулинг в развлекательный центр в Мариямполе.
«Об этом много говорят по телевизору и радио. Но я знаком со многими военными и не похоже, что они очень волнуются», — говорит в том же центре Витенис Двилис (Vytenis Dvylys), играющий в бильярд со своей девушкой Айридой Матлаускайте (Airida Matlauskaitė).
«Никто не знает, что будет дальше».