В Петербурге на Марсовом поле в субботу прошел массовый митинг, получивший название «Марш в защиту Петербурга». Основным поводом к его проведению стали действия городских властей, форсировавших передачу Исаакиевского собора Русской православной церкви.
Но кроме того люди выступили против застройки охранной зоны Пулковской обсерватории, слияния Российской национальной библиотеки с Российской государственной библиотекой в Москве и против закрытия Европейского университета.
Митинг был согласован с городскими властями не с первой попытки и только в формате «гайд-парка» (максимальное число участников подразумевало лишь 200 человек).
Но с самого начала было очевидно, что событие вызовет интерес у гораздо большего числа жителей.
Организаторы — общественные организации, движения и оппозиционные депутаты, среди которых Оксана Дмитриева, Максим Резник, Алексей Ковалев и Борис Вишневский, — заранее прокомментировали, что будут готовы оплатить штраф.
Впрочем, нарушение им простили, поскольку акция завершилась без инцидентов: пришли «все свои».
Лишь один НОДовец в сторонке стоял с плакатом, и то не против собравшихся, а в поддержку Крыма. Участников акции в этот раз интересовали более локальные темы.
По оценкам корреспондента Би-би-си и ряда других журналистов, на митинг вышло более трех тысяч человек.
Участвовавшая в нем член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Наталья Евдокимова заявила с трибуны и вовсе о десяти тысячах.
Сопредседатель петербургского ПАРНАСа Андрей Пивоваров насчитал от 8 до 10 тысяч человек.
Полиция, как обычно, была скромнее в своих оценках и зафиксировала лишь две тысячи участников.
«Бороться не со следствиями, а с причиной»
Интерес к протесту подогрели действия Смольнинского районного суда, на этой неделе отказавшего в разбирательстве с Комитетом имущественных отношений противникам передачи здания Исаакиевского собора РПЦ.
Поначалу судья Татьяна Матусяк согласилась приобщить в качестве заинтересованных лиц музей «Исаакиевский собор», минкульт, городской комитет по культуре, РПЦ и губернатора.
Дело планировалось отложить до 17 апреля. Но наутро участники процесса получили приглашения в суд: дело было решено прекратить.
Параллельно в СМИ появилась информация о том, что городское руководство не намерено ждать два года, пока музей переедет из собора, и велело оценить возможность переезда музея к Пасхе.
Директор учреждения Николай Буров сообщил стоимость переезда: 139 миллионов рублей. И уточнил, что процесс займет 188 рабочих дней.
На фоне этой информации, а также продолжающихся уже не первую неделю выступлений в защиту Российской национальной библиотеки и конфликта вокруг Пулковской обсерватории митинг в защиту Петербурга стал интересен очень многим.
Не случайно на него собрались представители всех поколений — от пожилых дам с раскладными стульями до студентов.
Акция получила дополнительный символический смысл из-за того, что проходила в день 30-летней годовщины знаменитых массовых протестов против сноса здания «Англетера» на той же Исаакиевской площади.
Хотя это уже был не первый митинг против передачи собора, в этот раз он отличался активной поддержкой деятелей культуры.
В одном из первых рядов от сцены стоял кинорежиссер Александр Сокуров, на сцене выступали его коллега Юрий Мамин, актер Иван Краско и писатель Елена Чижова.
Поэт Александр Городницкий написал стихотворение в размере своих знаменитых «Атлантов». Оно было посвящено нынешней ситуации в Петербурге, которую все чаще характеризуют как стремительную провинциализацию некогда культурной столицы.
На митинге в Петербурге
Слова поддержки горожанам от Олега Басилашвили передал депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский. В своем собственном выступлении он постарался объяснить, что все происходящее — лишь следствия одной причины — политической.
«Давайте поймем: все, с чем мы сталкиваемся, начиная от проблем Исаакиевского собора и Пулковской обсерватории и заканчивая проблемой сохранения Полежаевского парка — все это имеет одни и те же политические причины, — сказал он. — Эти причины в том, что у нас есть власть, которой на нас наплевать, которая от нас не зависит и не считает нужным служить нам».
Депутат призвал людей смотреть на ситуацию в комплексе.
«Пока не поменяется система, пока не будет власть, которая будет обязана служить нам, и которая будет знать, что если она не будет этого делать, мы ее выгоним вон, все будет повторяться вновь», — сказал он.
«Будут честные выборы — значит, у нас будет губернатор, который будет выполнять волю народа, а не президента, и он не посмеет презрительно сказать „вопрос решен", наплевав на наше мнение. Будут честные выборы — у нас будут депутаты, которые будут голосовать так, как хотят граждане, а не Смольный», — заявил собравшимся Вишневский.
«Агрессия против Петербурга»
Историк и публицист Лев Лурье назвал происходящее «натуральной агрессией против Петербурга» и заявил с трибуны, что «более тупой, маргинальной, дикой власти, чем сейчас в Петербурге, не было».
Лурье предложил обратить внимание, сколь дорогие автомобили зачастую припаркованы возле храмов. И признался, что хоть он на самом деле и сторонник передачи Исаакия церкви, но не в том ее виде, в котором она сегодня представлена.
О том, что бог — не в церкви, а в душе, напомнил автор «Окна в Париж» Юрий Мамин.
«Они рушили храмы, теперь они отдают их — они беспринципны, — оценил режиссер действия градоначальников, управлявших городом на Неве. — Их главная задача — понравиться царю-батюшке, лизнуть покрупнее: „А вот давайте назовем именем Кадырова мостик и протолкнем?" Самое печальное, что им это удалось сделать, потому что люди не верили, что можно что-то исправить. Сегодня другая ситуация».
Координатор «Открытой России» в Петербурге Андрей Пивоваров резюмировал сказанное до него призывом к отставке губернатора Георгия Полтавченко. Первые ряды поддержали скандированием.
В целом же к молодежи на митинге относились с осторожностью: перед сценой собрались, в основном, люди старшего поколения, а молодежь предпочла свободно перемещаться позади, ближе к Вечному огню — там свои плакаты развернули защитники Европейского университета.
Новое «Ленинградское дело»
Тем временем на поле, раскисшем от дождя, таяния льда и прошедших по нему многочисленных ног, писатель Елена Чижова сообщила собравшимся со сцены, что события последних месяцев уже называют новым «Ленинградским делом».
«Мои родители прекрасно помнили 40-е — начало 50-х годов, когда в городе уничтожалось все — наука, культура, наша память, наше самосознание и главное — наше чувство собственного достоинства, — рассказала она. — Есть люди, которые называют все это рейдерским захватом, и я с этим согласна. Для этих рейдеров наш Исаакиевский собор, наша любимая Публичка, Пулковская обсерватория и все то, что мы любим, — это всего лишь объекты городской недвижимости ».
К теме недвижимости обращались и авторы других выступлений: прозвучали призывы пересмотреть льготы, которыми пользуется РПЦ, и даже ввести закон о защите прав атеистов.
Митинг уверенно подходил к концу, и пришедшие наконец-то узнали, почему его назвали маршем.
«Митинг завершен, но марш в защиту Петербурга будет продолжаться», — прозвучало со сцены.