В первом официальном документе Дональда Трампа о бюджете внесены существенные изменения, касающиеся одной трети федеральных расходов, связанных с дискреционными программами. Программы мер по смягчению последствий климатических изменений сокращены или вычеркнуты во всех ведомствах. Программы по оказанию помощи бедным — сокращены. И в то время как почти каждый департамент ожидают обширные сокращения расходов, у трех из них бюджет существенно вырастет: у министерства обороны, министерства внутренней безопасности и министерства по делам ветеранов.
Сокращения и увеличения бюджета, намеченные в документе, будут иметь масштабные последствия. Трамп намерен финансировать строительство стены на границе, рейды по депортации, увеличение штата пограничного патруля и бюро по обеспечению соблюдения иммиграционных и таможенных правил, закупку новых истребителей F-35 и ряда военных кораблей. Это также крайне затруднит правоприменение законодательства по защите окружающей среды и трудового законодательства, приведет к завершению программ субсидирования и кредитования, связанных с экологичными источниками энергии и уязвимыми регионами, а также значительно сократит финансирование исследований в сфере биологии и медицины.
Документ представляет собой «худой» бюджет, не включающий в себя налоги и пособия социального страхования, Medicare, Medicaid и талоны на еду. В нем только уточняются изменения в «дискреционных» расходах ведомств. В целом, это составляет около трети всего федерального бюджета; необоронные дискреционные расходы составляют около 16%.
Бюджет не будет принят в полном объеме, и его положения уже вызывают ответную политическую реакцию в Конгрессе. Именно от него зависит фактическое принятие дополнений к политике расходов; Трамп может только выдвигать предложения. Но документ в любом случае показателен и важен. Он явно говорит о приоритетах администрации по расходам ведомств, о том, что она будет поддерживать любые решения Конгресса о сокращении международных, экологических программ, а также программ по борьбе с бедностью.
Даже в представленном неполном виде, однако, очевидно, что поправки будут иметь масштабные последствия:
— 639 миллиардов долларов выделено на все оборонные расходы, включая базовый бюджет и операции за рубежом (военный бюджет) — увеличение на 52 миллиарда долларов;
— на 7% и 6% соответственно увеличен бюджет министерства внутренней безопасности и бюро по делам ветеранов. Сюда входит финансирование строительства стены на границе, еще 1,5 миллиарда долларов выделяется на депортацию иммигрантов, не имеющих документов, 314 миллионов долларов на пополнение штата пограничной патрульной службы и бюро по обеспечению соблюдения иммиграционных и таможенных правил; предусмотрено сокращение на 667 миллионов долларов субсидий штатам и местным органам управления, в том числе субсидий Федеральному агентству по урегулированию чрезвычайных ситуаций;
— на 31% сокращен бюджет агентства по защите окружающей среды, с 8,2 миллиардов долларов до 5,7 миллиардов долларов, это самый низкий уровень (после адаптации к инфляции) за 40 лет, он даже ниже того, на что рассчитывали республиканцы в Конгрессе. Более 50 программ будет закрыто, а вместе с ними исчезнет и 3200 рабочих мест. В частности, бюджет «закрывает финансирование Плана чистой энергии, международных программ по климатическим изменениям, программ по исследованию и партнерству в области климатических изменений и связанных с ними действий» и сокращает финансирование «суперфонда» по очищению вредных отходов;
— на 28% будет сокращен бюджет Госдепартамента, особенно существенные сокращения ожидают Агентство США по международному развитию. Ожидается прекращение финансирования Инициативы по глобальному изменению климата и программ климатических изменений ООН. Финансирование ООН будет сокращено, в том числе миротворческие программы. Финансирование банков развития, например, Всемирного банка, будет сокращено на 650 миллионов долларов в течение трех лет;
— значительные сокращения предусмотрены почти для всех других ведомств, включая 21% в области сельского хозяйства и труда, 18% — в сфере здравоохранения и социальной помощи, 16% — в сфере торговли, 14% — в сфере образования, 13% — в сфере жилищного и городского строительства, 13% — в сфере транспорта и 12% — в министерстве внутренних дел. Министерство образования получит 1,4 миллиарда долларов на новые школьные программы по выбору, а также на поручительство для частных школ. При этом будут сокращено финансирование дошкольных, летних программ и программ после окончания школы, как и программы профессионального развития учителей стоимостью в 2,4 миллиарда долларов и гранты нуждающимся в помощи для обучения в колледже;
— огромные сокращения ожидаются в расходах, связанных с медицинскими и научными исследованиями, в том числе на 6 миллиардов или 18% будет сокращен бюджет национальных институтов здравоохранения, на 900 миллионов долларов — бюджет управления по научным исследованиям в министерстве энергетики, на 250 миллионов долларов уменьшатся субсидии на исследование и образование в Национальном управлении по исследованию океанов и атмосферы. Предусмотрено также упразднение Агентства передовых исследований в области энергетики;
— полное расформирование Национального фонда искусств, Национального фонда гуманитарных наук, Корпорации общественного вещания, Корпорации правовых услуг, Института мира США и еще 14 ведомств.
Бюджет включает в себя масштабные сокращения программ климатических изменений
Среди прочего бюджет направлен на полную отмену правительственных обязательств администрации Обамы по борьбе с климатическими изменениями. Антагонизм к программам климатических изменений начинается с Управления по защите окружающей среды, где сокращается финансирование обамовского Плана чистой энергии, исследований в области климатических изменений, международных программ в области климатических изменений и т.д. Но этим дело не ограничивается.
Целью сокращений в Госдепартаменте является завершение Инициативы по глобальным климатическим изменениям и других международных программ в этой области. Сокращения в министерстве торговли включают в себя значительное уменьшение бюджета Национального управления по исследованию океанов и атмосферы, одного из крупнейших агентств, проводящих исследования в области климатических изменений. При этом бюджет предусматривает относительно небольшое сокращение финансирования программ НАСА по исследованию Земли.
Проект бюджета упраздняет финансирование программы выделения грантов в министерстве транспорта, большая часть финансирования которого была потрачена на «железнодорожные, транзитные и велосипедные проекты с целью снижения выбросов углерода и решения транспортных затруднений», по мнению Майкла Грюнвальда (Michael Grunwald) из Politico. В бюджете министерства энергетики также упразднены две программы, обеспечивающие кредиты компаниям, работающим на чистой энергии и чистых видах транспорта. То же самое касается ARPA-Energy, агентства, созданного в рамках закона о стимулировании экономики 2009 года, обеспечивающего финансирование на исследования в области чистой энергии и строительства, часто игнорируемой венчурным капиталом.
Бюджетный документ называется буквально «Первым делом — Америка», поэтому, наверное, не столь удивительно, что особенно значительным сокращениям подверглись международные программы. Упразднению подлежат программы по культурному и образовательному обмену Госдепартамента, кроме программы Фулбрайт. Обязательства США перед международными организациями, от ООН до Всемирного банка, будут сокращены. Даже порядок оказания военной помощи за рубежом будет изменен от субсидирования к кредитованию в качестве меры по снижению издержек.
Но сокращения простираются и за пределы Госдепартамента и Агентства по международному развитию. В министерстве сельского хозяйства, например, упраздняется Международная продовольственно-образовательная программа Макговерна-Доула, целью которой является борьба с голодом в мире: в 2016 году в рамках программы пищу получали более 2 миллионов людей, в 2008 году ее авторы, бывшие сенаторы США, получили Всемирную продовольственную премию.
В Национальных институтах здравоохранения упраздняется единственное подразделение, занимающееся глобальным здравоохранением. В министерстве труда будет упразднена программа субсидирования Бюро по международным трудовым отношениям.
В Госдепартаменте и Агентстве по развитию международных отношений будет сохранена программа Фулбрайт, при этом другие программы культурного и образовательного обмена будут сокращены. В бюджете утверждается, что «он предоставляет достаточное количество ресурсов на поддержание существующих обязательств и уровня пациентов» в рамках программы федерального правительства по борьбе с ВИЧ/СПИД PEPFAR, «сохраняет финансирование программ по борьбе с малярией» и «соответствует обязательствам США перед Всемирным фондом борьбы со СПИД, туберкулезом и малярией». В нем также говорится, что в нем «пересмотрен порядок оказания экономической помощи и помощи в развитии странам, имеющим большое стратегическое значение для США».
Иными словами: в то время как финансирование в области глобального здравоохранения может выделяться на области, требующие наибольшего участия, другая помощь в целях развития будет перенаправлена: вместо нуждающихся стран ее будет получать страны, стратегически важные для США. Уже сейчас, однако, финансирование выделяется скорее исходя из геополитических интересов, чем из гуманитарной необходимости.
Упразднение дискреционных программ для бедных
Большая часть основных программ по поддержке бедных — это обязательные программы расходов, то есть они не являются частью «худого» бюджета Трампа: Medicaid, Программа дополнительного питания SNAP/талоны на еду, налоговый зачет за заработанный доход, программа дополнительного дохода по социальному обеспечению, а также другие программы, помогающие американцам с низким доходом.
Но даже учитывая эти ограничения, в проекте бюджета Трампа делается все возможное, чтобы сократить расходы по борьбе с бедностью. Финансирование программы дополнительного питания для женщин, младенцев и детей (WIC), в рамках которой осуществляются непосредственные поставки молочных смесей, здоровой пищи, даются советы по питанию и предоставляется иная помощь малообеспеченным матерям с маленькими детьми, будет сокращено с 6,4 до 6,2 миллиарда долларов.
Корпорация правовых услуг, обеспечивающая финансирование организаций, предлагающих правовую поддержку бедному населению в гражданских делах (иски против арендатора жилья в случаях неправового выселения или против начальника в случае незаконного расторжения контракта) будет полностью ликвидирована. Программа единовременных субсидий на городское развитие, сопутствующая местным и государственным органам управления в осуществлении программ «Еда на колесах» (Meals on Wheels), развития инфраструктуры и т.п. будет полностью ликвидирована.
То же самое произойдет с программой Choice Neighbourhood, направленной на восстановление кварталов в бедных районах, и с HOME Investment Partnerships, программой единовременного субсидирования региональных и местных органов власти на затраты по осуществлению доступных жилищных программ. Исчезнет также программа помощи малообеспеченным по оплате энергии (LIHEAP) и федеральная программа предоставления дополнительных возможностей для получения образования, обеспечивающая финансовую помощь малообеспеченным студентам колледжей.
Эти сокращения не столь масштабны, как обязательные, которые могут быть приняты в мае, или те, которые включены в рассматриваемый сейчас законопроект о здравоохранении. Но они могли появиться только в результате тщательного рассмотрения дискреционного бюджета на предмет наличия любых программ, нацеленных на оказание помощи бедным, с целью дальнейшего упразднения каждой из них.