Не каждый день премьер-министр Дании ругает лидеров ЕС посреди европейского саммита. Но именно это и делал Ларс Расмуссен (Lars Løkke Rasmussen, Либеральная партия Дании) вместе со своим польским коллегой, когда на прошлой неделе лидеры стран ЕС собрались в Брюсселе.
В резких выражениях Ларс Лёкке и премьер-министр Польши Беата Шидло (Beata Szydlo) потребовали от председателя комиссии Жана-Клода Юнкера (Jean-Claude Juncker) оценки того, насколько газовый проект России «Северный поток — 2» соответствует всем правилам и законам ЕС.
И Дания, и Швеция, а также еще ряд восточноевропейских стран уже год просят вынести такую оценку, но комиссия так ее и не предоставила.
Премьер-министр потребовал ускориться с этом, потому что датские власти уже в ближайшие недели получат запрос о том, чтобы Дания одобрила энергетический проект, который потенциально может иметь далеко идущие последствия на международной политической арене.
Государственная газовая компания «Газпром» хочет построить еще 1 200 километров трубопровода по дну Балтийского моря напрямую из района Санкт-Петербурга в Грайсфальд, что на северном побережье Германии.
Решение Дании с большими политическими последствиями
По данным компании Nord Stream, строительство проекта, который будет стоить около 60 миллиардов датских крон, должно стартовать в начале следующего года, чтобы «Северный поток — 2» был готов проводить газ к концу 2019 года.
До этого момента проект должны одобрить те страны ЕС, по чьим территориям будет проходить газопровод: Финляндия, Швеция, Германия и Дания.
Сейчас уже существует газопровод «Северный поток — 1», который в 2009 году без всяких проблем получил у Дании экологическое разрешение.
Тогда премьер-министром также был Ларс Расмуссен. Но сейчас он и его правительство опасаются тех огромных последствий, которые новый русский газовый проект может иметь для энергетического рынка Европы в связи с отношениями Европы и России и стабильностью на уязвимой Украине.
«Проект "Северный поток — 2" должен соответствовать правилам ЕС для этого региона. У него есть и геополитическое значение. Это нужно обсуждать с ЕС. С этим вопросом Дания не может разбираться сама», — сказал министр иностранных дел Андерс Самуэльсен (Anders Samuelsen, Либеральный альянс). Ранее в этом году он был в Киеве, где обсуждал проект с украинским правительством.
Украина боится подавления экономики
Новый газопровод в Балтийском море удвоит продуктивность «Северного потока», так что российская газовая компания «Газпром» через пару лет сможет перекачивать до 110 кубометров газа прямо в Германию, в обход Украины и других восточноевропейских стран ЕС.
Эта продуктивность будет столь велика, что почти полностью покроет нынешнюю потребность стран ЕС в русском газе.
Компания Nord Stream, стоящая за проектом, говорит, что цель состоит в том, чтобы удовлетворить ожидаемый рост потребления Европой газа в ближайшие десятилетия. Но украинцы считают, что реальная цель — это сделать их огромную сеть газопроводов ненужной, навредить экономике Украины и расколоть газовый рынок Европы на запад и восток.
«Россия использует все возможные способы, чтобы дестабилизировать Украину и заставить ее выглядеть ненадежным партнером в глазах Европы. Сейчас они продвигают политически мотивированный проект "Северный поток — 2", который должен навредить нашей экономике и подавить нас», — говорит Наталья Кацер-Бучковская, глава подкомитета парламента по развитию топливно-энергетического комплекса.
Она указывает на то, что украинское государство потеряет годовой доход на сумму эквивалентную более 14 миллиардам датских крон, получаемый за транзит русского газа в Европу.
«Но этот проект также конфликтует и с правилами ЕС, ведь весь «Северный поток — 2» контролирует Газпром — и производство, и транспортировку газа. Это значит, что Европа будет полностью зависеть от воли Газпрома, а значит, Путина», — говорит Наталья Кацер-Бучковская.
Эксперты предостерегают о расколотом газовом рынке
Независимые европейские эксперты по энергетической политике согласны с украинцами в том, что Европа вынуждена оценивать новое газовое предложение русских как нечто большее, чем просто бизнес с Германией.
«"Северный поток — 2" — выгодный проект для Германии, которая хочет стать новым транспортным узлом для переброски русского газа в Европу. Немецкие производства и потребители будут получать газ по меньшей цене. Но для восточноевропейских стран он станет дороже из-за нового обходного пути — а Россия сможет регулировать цены для востока и запада независимо друг от друга. Это может стать причиной раскола», — говорит старший научный сотрудник Георг Захманн (Georg Zachmann) из экономического аналитического центра Bruegel в Брюсселе.
Голландский эксперт по энергетической безопасности Шибрен де Йонг (Sjibren de Jong) не может полностью согласиться с тем, что у Украины здесь исключительно роль жертвы.
«Украинцы могли снизить свои транзитные сборы, если хотели быть более конкурентоспособными», — говорит он. Но и он согласен с тем, что Москва хочет контролировать весь поток газа в ЕС.
«Это идет вразрез со стремлением ЕС к открытому энергетическому рынку и борьбе с монополиями. Например, правила ЕС гласят, что производитель и транспортировщик газа не могут совпадать», — говорит Шибрен де Йонг.
Хельвег: Путин создает новую монополию
Этот момент вызывает беспокойство и в энергетическом комитете Европарламента, который недавно написал предупреждение руководству ЕС о том, что «Северный поток» подрывает энергетическую безопасность ЕС.
«Мы очень нуждаемся в проведении юридической оценки. Мы должны как следует обсудить то, что этот проект значит и для стабильности Украины, и для безопасности ЕС. Ведь нам не следует помогать Путину создавать новую монополию», — сказал вице-председатель комитета Мортен Хельвег Петерсен (Morten Helveg Petersen, Социал-либеральная партия), который в феврале ездил в Киев, чтобы обсудить дело с украинскими властями.
Комиссар ЕС по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер (Margrethe Vestager) также в понедельник сказала, что комиссия «не считает, что «Северный поток — 2» будет проектом в интересах всех» стран-членов союза.
С юридической оценкой проекта комиссия до сих пор медлит потому, что нет никаких европейских правил и законов, которые могли бы помешать привести проект в исполнение. Так, во всяком случае, считает сама компания Nord Stream.
Компания Nord Stream: критика политически мотивирована
«Вполне естественно, что такой большой проект спровоцировал споры. Но вся критика мотивирована политически, а не юридически», — сказал официальный представитель компании в ЕС Себастьян Сасс (Sebastian Sass).
«Энергетические правила ЕС касаются внутреннего рынка. Мы строим трубопровод, который идет из России к внешним границам ЕС, в Германию. По пути газ никому доставляться не будет. А это значит, что проект ничего общего не имеет с внутренним энергетическим рынком союза», — сказал он.
Официальный представитель компании указывает на то, что «Северный поток — 1» и другие старые трубопроводы были приняты без каких-либо проблем с правилами, как в ЕС, так и в странах типа Дании.
«Поэтому мы уверены, что правила соблюдаются и в этот раз. Когда мы через несколько недель отправим наш запрос в Данию, мы уверены, что он будет оцениваться с точки зрения законности, а не политики. Трудно себе представить, что такая законопослушная страна, как Дания, может поступить иначе», — сказал Сасс.
Возможно, и Ларс Лёкке ругает комиссию именно потому, что склоняется к такому же исходу.