Военная, политическая и экономическая элита Армении 15 марта находилась в Москве. Логично, что с российской стороной обсуждались вопросы экономики, политики и безопасности.
Согласно информации, полученной из открытых источников, уже подписано соглашение о создании армяно-российского инвестиционного фонда. В результате встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном президент РФ Владимир Путин предложил перейти в торговле с Арменией на национальные валюты. Во время встречи глав генеральных штабов Вооруженных сил Армении и России российская 102-ая военная база в Армении (расположена в Гюмри — прим. ред.) была оценена, как «гарант региональной безопасности».
Последнее заявление является интересным особенно потому, что, во-первых, оно прозвучало из уст начальника генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерия Герасимова. С другой стороны, до сих пор российская военная база считалась гарантом безопасности только Армении. Этот подход лежит в основе нового подписанного протокола, прилегающего к договору от 2010 года между Арменией и Россией о статусе военной базы. Можно сказать, что даже на вербальном уровне обсуждение функций российской военной базы в плане гарантий региональной безопасности является новостью. Это, по мнению экспертов, определенный сигнал, направленный Азербайджану, после апрельских кровавых событий, потому что Баку, периодически накаляя обстановку на фронте, продолжает расшатывать основы региональной безопасности.
Руководитель рабочей группы по Кавказу и Центральной Азии Института востоковедения РФ, политолог Александр Скаков комментирует заявление Валерия Герасимова, как фактическое расширение зоны ответственности 102-ой российской военной базы. В беседе с агентством он сказал, что это заявление имеет двоякое значение.
«Целью является не допустить повторения апрельских действий», — сказал Скаков, добавив, что адресант этих заявлений Баку. «Баку до сих пор отказывается от выполнения договоренностей, достигнутых на уровне президентов в Вене и Санкт-Петербурге»,- разъяснил эксперт.
Не секрет, что Армения, будучи единственным союзником РФ в регионе, многократно на высшем уровне высказывала недовольство по поводу российско-азербайджанских военных сделок, достигающих миллиардов долларов. В этом контексте примечателен акцент, сделанный Сержем Саргсяном во время выступления в МГИМО перед встречей с Владимиром Путиным и заявлением Герасимова. «До 2016 года наши партнеры уверяли нас, что, культивируя пропаганду войны и анти-армянскую истерию, Баку решает свои внутриполитические задачи. Развязанная Азербайджаном в апреле 2016 года четырехдневная военная была авантюрой против Нагорного Карабаха, которая стала воплощением именно этой многолетней милитаристской пропаганды и политики Баку, противопоставляемых желанию народа Арцаха свободно распоряжаться своей судьбой на собственной земле», — подчеркнул президент.
Это, наверное, является логическим продолжением слов Сержа Саргсяна во время встречи в Армении с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым после апрельской войны. Во время той встречи Саргсян специально отметил, что «приобретенное у России оружие» применилось против армянской стороны, а вторая такая попытка приведет к «широкомасштабной операции». «Россия, учитывая напряженную ситуацию на линии соприкосновения, находится в довольно сложном положении. Она, с одной стороны, пытается сохранить свое влияние в регионе, а с другой стороны — сдерживать Азербайджан и пытаться приблизить позиции двух конфликтующих сторон», — констатирует Александр Скаков.
По мнению Скакова, из встречи Саргсян-Путин становится занимательным также иное обстоятельство — руководитель РФ фактически в первый раз открыто говорил о конституционных изменениях в Армении и ожидаемых политических трансформациях. «В общей сложности, происходящие в Армении изменения интересуют Россию именно с точки зрения внутриполитической стабильности страны. А эту встречу я бы оценил, как конкретизацию подходов перед ожидаемыми парламентскими выборами в Армении», — сказал наш собеседник.
Сложившаяся в Армении внутриполитическая ситуация, отмечает Скаков, вызывает много вопросов в Москве. «Отсутствие оппозиции, как реального политического фактора, с одной стороны, а с другой стороны, довольно низкий рейтинг действующих властей среди общества: это тревожное явление для Москвы. Поэтому перед предстоящими в Армении парламентскими выборами была необходимость в этой встрече, для получения информации с первых рук о ситуации в Армении», — заключил Скаков.