«Я не имею никакого отношения к России, — прокричал Дональд Трамп, обращаясь к многотысячной толпе своих возбужденных сторонников во время митинга, проходившего в городе Тампа, штат Флорида, в октябре прошлого года. Но, похоже, в действительности дело обстоит несколько сложнее.
В эксклюзивном интервью изданию Forbes Эмин Агаларов — российский поп-певец, магнат в сфере недвижимости и сын одного из богатейших людей страны — рассказал о непрекращающихся отношениях с семьей Трампа, в том числе и о том, что контактировал с самим президентом после выборов.
В числе самых поразительных заявлений Агаларова — слова о том, что они с отцом Арасом Агаларовым, девелопером-миллиардером, планировали построить башню Трампа в России, которую сейчас, вероятно, уже строили бы, если бы Трамп не участвовал в президентской гонке. О том, что он поддерживает контакты с семьей Трампа и после выборов, и обменивался сообщениями с Дональдом Трампом-младшим не далее как в январе; и что в ноябре президент Трамп сам отправил Агаларовым собственноручно написанную записку после того, как они поздравили его с победой.
Связи Агаларовых с Трампом начались около пяти лет назад, когда они заинтересовались тем, чтобы провести конкурс Трампа «Мисс Вселенная» в Москве. После посещения по приглашению Трампа конкурса «Мисс США» в Лас-Вегасе они подписали соглашение, в конечном итоге заплатив около 7 миллионов долларов в виде лицензионного сбора за проведение конкурса «Мисс Вселенная» в зале одного из принадлежащих им зданий.
Но Агаларовы наметили себе более крупную цель: лицензионное партнерство с основной компанией Трампа Trump Organization. «Мы думали, что строительство „Трамп Тауэр" рядом с башней Агаларова — при том, что обе носят громкие имена — может действительно стать крутым проектом», — вспоминает Эмин Агаларов. По его словам, они с отцом выбрали земельный участок и подписали со своими партнерами в Нью-Йорке соглашение о намерениях, но перед тем, как можно было бы расширять переговоры, Трамп начал свою предвыборную кампанию, и сделку отложили в сторону. «Он баллотировался в президенты, поэтому мы отказались от этой идеи, — говорит Агаларов. — Но если бы он не выдвинул своей кандидатуры, мы бы, наверное, сегодня уже вышли на стадию строительства».
В понедельник утром после первоначальной публикации этой статьи представитель Trump Organization ответила на предыдущую просьбу прокомментировать ситуацию. «Компания Trump Organization не имеет и никогда не имела никакой недвижимости в России, и постоянное внимание прессы к этой истории вводит в заблуждение и является подтасовкой фактов», — сказала она.
Собственное расследование, проведенное журналистами Forbes, подтверждает утверждение о том, что Трамп так и не закрыл сделку в России. Тем не менее, высказывания Агаларова, похоже, противоречат неоднократным настойчивым заявлениям президента о том, что у него там нет никаких связей, и звучат в то время, когда администрация Трампа в связи с данным вопросом оказалась в центре повышенного внимания. В конце 2016 года появились сообщения, что российские хакеры пытались повлиять на выборы в США в пользу Трампа. Тогда, в феврале, советник по национальной безопасности Майкл Флинн (Michael Flynn) ушел в отставку из-за того, что не рассказал о своей беседе с российским послом Сергеем Кисляком, состоявшейся двумя месяцами ранее.
Вскоре после этого, в марте, генеральный прокурор Джефф Сешнс (Jeff Sessions) взял самоотвод, отказавшись участвовать в каких-либо расследованиях вмешательства русских в выборы после того, как он признался, что дважды встречался с Кисляком в 2016 году; Сешнс ранее заявил под присягой на заседании комитета Сената, что «не имел контактов с русскими». Другие подобные скандалы преследуют администрацию Трампа на протяжении нескольких месяцев.
Если бы проект по строительству «Трамп Тауэр» был завершен, он стал бы украшением и без того роскошного портфолио объектов недвижимости семьи Агаларова. Их группа девелоперских компаний «Крокус групп» имеет в собственности десятки дорогостоящих активов, включая роскошный Крокус Сити Молл в Москве. Арас Агаларов основал свой бизнес в 1989 году в сфере строительства и эксплуатации торгово-выставочной недвижимости и постоянно расширяет свою деятельность в других направлениях. Сейчас его личное состояние оценивается приблизительно в 1,7 миллиарда долларов.
На бумаге более естественным партнером Трампа является Арас Агаларов, сдержанный и консервативный король недвижимости. Но именно его сын — склонный к позерству (артистичный), красивый и свободно говорящий по-английски — быстро сблизился с нью-йоркским звездой реалити-шоу. За годы после конкурса «Мисс Вселенная» Эмин выступал перед Трампом на одном из его полей для гольфа, пригласил его сняться в роли камео в басовом музыкальном клипе и, по его словам, даже провел время в нью-йоркском офисе Трампа незадолго до того, как тот объявил об участии в президентской кампании. Их симпатии были явно взаимными. В 2014 году на 35-летие Эмина Трамп отправил ему личную видеозапись со следующими словами: «Ты победитель. Ты молодчина. Ты большой мастер в сфере недвижимости».
Два года спустя, когда Трамп победил на всеобщих выборах, отец и сын Агаларовы передали ему письмо с поздравлениями. Избранный президент, утверждает Эмин, ответил, собственноручно написав записку с благодарностью. «Он очень внимательный, заботливый человек, — говорит Агаларов. — Если вы ему понравитесь, он будет проявлять к вам особое внимание».
Агаларов знает, чтобы поддерживать это особое внимание и благосклонность Трампа, необходимо постоянно общаться с людьми из его близкого окружения. С этой целью, по его словам, он обменивался сообщениями с Дональдом Трампом-младшим примерно в то время, когда проходила инаугурация, но ему сказали, что никаких сделок осуществить невозможно до тех пор, пока со временем не будет отлажена структура руководства компании. Новая роль Дональда Трампа-старшего и нарастающая буря негодования из-за его связей с Россией тоже вряд ли будут способствовать решению этой проблемы.
Но Агаларов почти наверняка привык к повышенному политическому вниманию. Его бывшая жена, с которой он разошелся в 2015 году — дочь президента Азербайджана. Как оказалось, у Трампа когда-то там тоже был проект, хотя его компания отказалась от сделки в декабре 2016 года после того, как реализация проекта зашла в тупик. Агаларов отрицает свое участие в заключении первоначальной сделки, на которую Трамп дал согласие в 2012 году.
Несмотря на временное прекращение деловых связей, отец и сын Трампы, если они, в конечном счете, попытаются возобновить свои отношения с кланом Агаларовых, найдут партнера, готового к взаимному сотрудничеству. «Мне было бы интересно заниматься всем, что связано с Трампом, — говорит Агаларов. — Думаю, что сегодня во всем мире бренд Трампа сильнее. Я имею в виду, что, поскольку он президент, это сегодня известный, крупный бренд».