Что-то здесь не так.
Москва вновь отмечает годовщину присоединения Крыма к России. 18 марта прошло три года с тех пор, как президент Владимир Путин подписал указ о вхождении Крыма и Севастополя в состав России.
Это событие за одно мгновение изменило установившийся после холодной войны порядок в Европе, спровоцировало введение взаимных санкций России и Запада и привело к войне на востоке Украины. В Москве принудительное присоединение сразу стали праздновать на Красной площади, и два последних года подряд годовщина отмечалась там же.
В этом году празднование было сдвинуто за километры от центра Москвы, к зданию МГУ. По информации независимого телеканала «Дождь», было сделано еще одно исключение: Путин не участвовал в празднике, не была даже показана запись его поздравления.
Хотя организаторы праздника пытались объяснить причины переноса места проведения праздника, спекуляция в России началась. В то же время политологи рассуждают о более глобальном вопросе: что Крым означает сейчас для России?
Намеренно забыты
В течение трех лет независимые российские СМИ пытались выяснить, изменилась ли ситуация в Крыму в худшую или в лучшую сторону. Аргументов хватает и для положительных, и для отрицательных отзывов. Например, у местных властей сейчас больше денег, чем во времена Украины, но это в первую очередь связано с переносом финансирования из других областей России, а не экономическим развитием региона.
Факты в дискуссиях о крымском вопросе никакого значения в России не имеют. Самое важное — чувства, речи о «возвращении домой» и «переполняющей сердце гордости».
Эти же чувства подняли рейтинг Путина три года назад до невероятных высот. Уже тогда политологи рассуждали, продержится ли популярность президента на таком уровне до президентских выборов 2018 года. Похоже, администрация президента пришла к выводу, что перед выборами нужно что-нибудь новенькое — и празднование годовщины присоединения Крыма можно пока отодвинуть.
Отодвигается на задний план и решение крымского вопроса. Крым постепенно входит в список нерешенных ситуаций, где по-прежнему находятся Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье.
Ситуация на востоке Украины тоже, похоже, становится неразрешенным конфликтом, поскольку Россия начала признавать паспорта сепаратистов. Украина все еще борется за то, чтобы вопрос сдвинулся с места, и 16 марта приняла решение прекратить грузоперевозки в Крым.
Конфликты замалчивают преднамеренно. В таком случае будет легче наладить сотрудничество, например, с США, и продумать тактику на будущее. Приближаются выборы.