В новом мире Китай и Россия все чаще объединяются против США, развивая сотрудничество в новых и новых сферах. Но как долго продержится это неравномерное сотрудничество — вот каким вопросом задается София Свенссон из Королевского колледжа в Лондоне.
Китай и Россия часто занимают одну и ту же позицию в Совбезе ООН. Обе страны использовали свое право вето 28 февраля, чтобы воспрепятствовать введению санкций против Сирии. Не в первый раз они заблокировали резолюцию по войне в Сирии — Россия сделала это в седьмой раз, а Китай — в шестой. 1 марта они также сообщили, что решили усилить совместное противостояние ракетной обороне США в Южной Корее.
Также Китай и Россия все больше сотрудничают в области стратегических вопросов, которые касаются военной сферы, энергетики и инфраструктуры. Война на Украине и последовавшие за ней санкции еще больше сблизили Китай и Россию, так как Россия должна была поддерживать свою экономику, а Китай увидел в этом возможность получить доступ к российским природным ресурсам и инфраструктурным проектам.
Но прочные ли это и равноправные ли отношения? И должно ли сближение России и Китая вызывать беспокойство?
Эти мощные державы начали сближаться еще после окончания холодной войны, очень осторожно после советско-китайского раскола, который длился с 1965 по 1989 год. После этого Китай и Россия произвели переоценку многих из своих позиций, обнаружив, что могут начать стратегическое сотрудничество по определенным вопросам.
Они разделяют общую антиамериканскую позицию и выступают за многополярный мир вместо того, где в международной системе доминирует США. Хотя находятся те, кто высказывается не в пользу сильного сближения двух таких структурно разных обществ и культур, война на Украине — в первую очередь — все же стала основанием для более тесного сотрудничества.
Война на Украине, последовавшие за ней санкции и низкие цены на нефть привели к тому, что Россия обратилась к Китаю, чтобы поддержать свою экономику. Еще к концу 2009 года Китай был самым крупным торговым партнером России и продолжает им быть, согласно отчету Европейского совета по международным отношениям.
Даже если Китай в ближайшей перспективе и не сможет заменить России торговлю с ЕС в энергетической сфере, китайский рынок предоставил Путину живительный глоток воздуха, который подрывает санкции Запада. Неформальный запрет на участие Китая в тендерах на строительство больших инфраструктурных объектов, который действовал в России последние пятнадцать лет, был отменен в мае 2014 года в связи с вторжением на Украину, и дал Китаю доступ к русским природным ресурсам и контрактам по инфраструктуре.
Пока что это почти равноправные отношения: Россия держится на плаву, а Китай получает важные ресурсы, которые увеличивают его шансы в противостоянии с Западом. Но эксперты, например, Дмитрий Тренин из Московского центра Карнеги, считает, что это сотрудничество не слишком равноправно: представители Китая говорят о России как о «младшем компаньоне», а Россия рискует попасть в зависимость от Китая, в то время как Китаю, имеющему альтернативные источники энергии, например, в Туркменистане, до зависимости от русской энергии далеко.
Центральная Азия также представляет собой зону потенциального конфликта, где обе страны борются за влияние, кроме того, российскую сторону беспокоит повышенный интерес Китая к Сибири. Но вместе они являют мощную антиамериканскую силу, и, возможно, именно это и является двигателем их отношений. Они занимают одну и ту же позицию по многим вопросам в Совбезе, например, относительно Косово, Ирака, Ирана, Ливии и Сирии.
Война России в Грузии и аннексия Крыма не получили, однако, поддержки со стороны Китая, который воздержался при голосовании в Совете Безопасности в 2014 году по вопросу о том, насколько данная аннексия незаконна. Китай считает, что действия и риторика России вызывают беспокойство, но при этом вместе с Россией они осуждают и вмешательство Запада в дела других государств, а конфликт на Украине расширил возможности Китая, например, что касается Тайваня.
Один их тех китайских экспертов, которые обличали ответственность режима за конфликт, указывал на то, что конфликт отвлек внимание США от действий Китая в Южно-Корейском море и что Украина, возможно, дала Китаю еще «десять лет передышки».
Между Китаем и Россией больше не фиктивный брак, а настоящее стратегическое сотрудничество, развивающееся со времен окончания холодной войны. Оно интенсифицировалось благодаря войне на Украине и санкциям Запада. В последние годы мы видим тесную совместную работу в энергетической, инфраструктурной и военной сфере, что подрывает эффект от санкций и может усилить противодействие либеральному миропорядку. Однако это не равноправные отношения, выгоды Китая больше, чем выгоды России, и трудно поверить в то, что Россия будет долгое время примиряться с тем, что ее считают «младшим компаньоном».