«Спящая красавица», «Дон Кихот», «Баядерка», «Щелкунчик». «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Раймонда». Из года в год, из месяца в месяц, изо дня в день.
Так устроен балетный репертуар украинских театров, и для нашего зрителя в нем нет ничего необычного.
Но если перенести аналогичную систему в кинотеатры, мало кто захочет годами смотреть ограниченный набор классических, пусть и самых отборных фильмов. Даже если каждый день на экране будет другая картина из этого списка.
Зрителю нет смысла спешить на премьеры — ведь их все равно можно будет посмотреть сколько угодно позже, уже в составе основного репертуара.
Сам вид искусства в его глазах перестанет быть живым и разноплановым.
УП. Культура разобралась, как формируют свои репертуары ведущие балетные труппы мира и как это происходит в Украине.
Безусловно, поставить спектакль на сцене — процесс куда более трудоемкий, чем прокрутить видеозапись на проекторе. Но именно поэтому украинскому театру есть что позаимствовать у кинопрокатчиков. А еще лучше — у своих зарубежных коллег, у которых пусть не всегда такая длинная история, но которые зато чувствуют время, в котором существуют
Один из ярчайших примеров современной балетной компании — старейшая американская труппа San Francisco Ballet, которая делит театральный сезон на программы плюс новогодний блок «Щелкунчиков».
Компания начинает сезон аж в декабре с новогодних спектаклей (на таких условиях труппа делит сцену с San Francisco Opera) и заканчивает уже в первой половине мая, но за это время успевает представить 8 разных программ, которые длятся от недели до месяца. Одна программа может включать в себя либо один спектакль на 3 акта (например, «Лебединое озеро», «Золушку», «Драгоценности»), либо серию одноактных балетов, зачастую современных хореографов.
San Francisco Ballet пропагандирует идею «балета для всех», поэтому программы составлены так, чтобы каждый зритель мог и за вечер, и за сезон получить максимально разнообразный опыт знакомства с балетом и выбрать для себя наиболее интересные направления.
В формировании программ участвует и художественное руководство, и спонсоры компании, и критики со зрителями. По словам Рубена Мартина, бывшего премьера San Francisco Ballet, репертуар на сезон формируется за несколько лет до старта: руководство театра согласовывает будущие постановки со спонсорами («донорами»), чтобы принять бюджет. Если спектакль или программа проходит с аншлагами, ее могут продлить. Но если критика и отзывы публики будут неудовлетворительными, новые балеты снимут из репертуара по истечении контракта с хореографом.
Похожим образом работает и Королевский балет Великобритании, с той разницей, что ответственность за репертуар полностью лежит на директоре компании. Программа на сезон формируется из богатого наследия первого художественного руководителя труппы Фредерика Аштона и его преемника Кеннета МакМиллана, а также современных работ действующих штатных и приглашенных хореографов.
Соотношение классики и современных постановок в репертуаре Королевского балета — 50/50. По словам представителей пресс-службы, новая хореография критически необходима компании, чтобы эволюционировать и участвовать в развитии балетного искусства.
Но невозможно обойтись и без популярных классических балетов вроде «Щелкунчика» и «Спящей красавицы». Во-первых, у зрителя должно быть разнообразие в выборе, а во-вторых, знаменитые исторические спектакли служат для компании подушкой безопасности. Они приносят максимальный доход и «кормят» новые хореографические эксперименты.
За сезон Королевский балет представляет 10-12 постановок, которые идут друг за другом блоками от 1 до 3 недель. Репертуар начинают планировать за 3 года, чтобы согласовать графики резидентов и приглашенных членов команды. А за 6 месяцев до старта сезона его программа появляется в открытом доступе и билеты поступают в продажу.
Такое расписание может быть вдвойне выгодным для зрителя, ведь тогда у него больше шансов увидеть действительно качественный продукт. «Блоковая система позволяет танцовщикам по 4-5 часов ежедневно в течение нескольких недель репетировать одну постановку, чистить ее, выводить на высокий уровень. А когда у тебя через день новый спектакль, очень сложно оттачивать роль», — говорит Катерина Ханюкова, солистка Английского национального балета, которая до переезда в Лондон 5 лет проработала в Национальной опере Украины.
Более того, такая система позволяет технической команде не перестраивать всю сцену каждый вечер, меняя декорации к следующему спектаклю, и дает художникам экспериментировать со сценографией.
Спектакли в Национальной опере Украины действительно идут через день — каждый раз другая постановка. В пресс-службе театра объясняют, что такая система в нем была с самого основания, она же принята и в остальных репертуарных театрах страны.
Принцип работы на базе постоянного репертуара, когда спектакли меняются один за другим, был распространен еще в Императорских театрах Российской империи, и этот подход до сих пор применяем в странах Восточной Европы.
Тем не менее, сегодня репертуарные театры перенимают все больше и больше черт у гибкой системы stagione (итал. «сезон»), когда программа выстраивается на сезон — приглашенные звезды, фестивали и альтернативные площадки делают репертуар подвижным и экспериментальным, а блоковая система спектаклей и заранее спланированная афиша позволяют заблаговременно продавать билеты.
Тот же Мариинский театр сегодня представляет классические и современные спектакли на 2-х сценах, и в прошлом году открыл новую сценическую площадку — Приморскую сцену Мариинского театра — во Владивостоке. Продажа билетов на сезон открыта заранее, что удобно для туристов.
При этом Мариинка остается классическим репертуарным театром при государственной поддержке. Отсутствие четких блоков в расписании выглядит логичным с точки зрения традиции: богатый классический репертуар и репутация всея балета позволяет выпускать по 4 премьеры в сезон (новые спектакли или возобновление старых).
Отсутствие многочисленных новинок компенсируется гастролями других театров, международными фестивалями, в которых участвуют солисты ведущих театров балета со всего мира, образовательными программами для детей и взрослых.
К тому же, Мариинский не игнорирует современный танец. «Всегда присутствует интерес к произведениям современных хореографов (российских и всего мира). Без создания новых балетов невозможно говорить о развитии как балетного искусства в целом, так и самой балетной труппы», — рассказывает Юрий Фатеев, и. о. заведующего балетной труппой Мариинского театра в интервью журналу «Dance Magazine».
Национальная опера Украины выпускает в среднем по 2 балетных премьеры в год и практически полностью основывается на классическом репертуаре. Даже новые спектакли ставятся ему в подражание, а современная хореография игнорируется. «Мы не должны идти по пути экспериментов. Наш театр ориентирован на местное население, и здесь люди любят классику, они хотят сказки», — объясняют в пресс-службе театра.
Желанием сказки оправдываются и нелогичные для летнего репертуара «Щелкунчики» и «Снежные королевы», которые, как уверяют в Национальной опере, неизменно проходят с аншлагами в любое время года.
Правда, информацию о пресловутых аншлагах опровергает последний отчет Счетной палаты Украины за 2016 год, согласно которому средняя заполняемость залов едва дотягивает до 50%. На новые постановки у Нацоперы банально нет денег: 99,6% всех бюджетных вложений в национальные театры уходят на зарплаты сотрудникам.
По данным на 2015 год, в штате Национальной оперы было 1126 человек, из них 501 — артисты. То есть, количество административного и технического персонала превышает артистический состав. На оплату труда непомерно объемного, даже в рамках закона, коллектива театр выделяет и собственные средства. Скромный остаток идет на новые постановки, еще меньший (3% по всем национальным театрам) — на поддержание материально-технической базы, куда входит обслуживание самого здания и декораций к спектаклям.
Увеличивать доход театр не намерен: продажа билетов на спектакли — по сути, единственный официальный источник прибыли. Гастрольная деятельность остается без внимания Минкультуры: согласно аудиту, зарубежные гастроли за 2014 и 2015 год, принесли Нацопере смешную выручку в размере 9301 грн за каждый спектакль. Одесская опера, например, и вовсе не предоставила документы о поездках.
В целом, само Минкультуры не заинтересовано в развитии театральной среды. Официальная цель финансовой поддержки театров — обеспечение эстетических потребностей населения. Однако предлагаемая эстетика имеет спорную ценность и давно устарела морально и физически. В то время, когда в национальных оперных театрах делают акцент на неповоротливом и повторяющемся, как заезженная пластинка, репертуарном формате, их западные коллеги давно не загоняют себя в рамки и действуют стратегически.
Такие легенды, как Парижская опера и La Scala, готовят по 1-3 постановки в месяц, Венская опера также ставит не менее 3-х спектаклей. New York City Ballet меняет программу каждые 3-5 дней, но успевает за сезон показать около 50 разных постановок с десятком премьер, пусть даже часть из них — короткие современные произведения, объединенные друг с другом в рамках одного вечера. American Ballet Theatre, напротив, больше ориентирован на классику, и в течение года гастролирует по крупнейшим мировым театрам с 1 программой на месяц.
Зарубежные балетные компании мотивированы зарабатывать самостоятельно, так как финансовая поддержка идет только за счет спонсоров и системы грантов. Государственные гранты — это минимальные бюджетные средства, на которые могут рассчитывать театры. Более того, они напрямую связаны с показателями их работы — в той же России размер финансирования зависит от показателей продаж билетов на спектакли.
В Украине вся стратегия развития театров ограничивается лишь количеством спектаклей в течение сезона и предполагаемой выручкой за билеты.
Согласно данным Счетной палаты, Минкультуры формально относится к развитию театральной сферы и может позволить себе не отчитываться Министерству экономического развития о выполнении Стратегического плана деятельности.
Словом, государственный театр куда больше нацелен на мгновенную частную прибыль, чем на место в современном балетном контексте. Здесь хорошо знают свою аудиторию и, кажется, не видят смысла специально привлекать новых зрителей. Роль приманки как для молодежи, так и для туристов выполняет доступная цена билетов, но если судить по ажиотажу на дорогие независимые гастроли балетных трупп и солистов, дело не в деньгах. Зритель готов к новому качеству и новым смыслам. Другой вопрос, сможет ли национальный продукт когда-нибудь на этот спрос ответить.