С учетом сложной ситуации в сфере безопасности в восточной Азии есть смысл стремиться к конструктивному сотрудничеству в сферах, в которых совпадают интересы обеих сторон. Встреча министров иностранных дел и министров обороны России и Японии (2 + 2) прошла спустя три года и четыре месяца. Стороны договорились тесно сотрудничать по проблеме ракетных и ядерных разработок КНДР.
Также Россия и Япония подтвердили намерение требовать от КНДР, чтобы она строго соблюдала резолюции Совета Безопасности ООН и воздержалась от провокационных действий.
Министр обороны Японии Томоми Инада (Tomomi Inada) в ходе пресс-конференции с министром обороны России Сергеем Шойгу выразил протест по поводу того, что российские войска развертывают на «северных территориях» антикорабельные ракетные комплексы. В свою очередь, министр Шойгу пояснил, что цель заключается в обороне России.
Этот протест не вызывает никаких вопросов: укрепление военной мощи на «северных территориях» идет вразрез с улучшением российско-японских отношений и проведением переговоров по подписанию мирного договора в спокойной обстановке.
Министр Шойгу выразил опасения, связанные с американской системой ПВО в Японии. Министр Инада был прав, подчеркнув, что эта система развернута против КНДР и не представляет никакой угрозы для России.
Эксперты полагают, что Россия относится с энтузиазмом к встречам с Японией в формате «2+2», поскольку она стремится внести раскол в группу G7 на фоне антироссийских экономических санкций, введенных в связи с украинской проблемой.
Нельзя сказать, что позиции Японии и России по проблемам безопасности полностью совпадают. Тем не менее крайне важно начать сотрудничество в возможных сферах, укрепить доверительные отношения и расширить сотрудничество. Хотелось бы, чтобы стороны взаимодействовали по проблемам российско-японской обороны и проводили совместные учения. При этом Япония не должна нарушать гармонию со странами «большой семерки».
В ходе переговоров глав внешнеполитических ведомств России и Японии Сергея Лаврова и Фумио Кисида (Fumio Kishida) стороны пришли к соглашению о визите премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Россию, который должен состояться в конце апреля.
Что касается совместной хозяйственной деятельности на четырех северных островах, которая находится в центре внимания, то Москва и Токио начали обсуждение туристических туров в районе островов, а также предоставления дистанционного медицинского сервиса российским жителям Курил. Япония предложила эти проекты, основываясь на пожеланиях административных органов Хоккайдо.
Тем не менее существует много препятствий на пути к совместной хоздеятельности. Япония требует реализовывать совместные проекты в соответствии с «особой системой», которая будет учитывать законодательства обеих стран: полицейские силы, налогообложение и так далее. Россия, в свою очередь, свою позицию не меняет: проекты не должны противоречить российским законам.
Главная цель совместной хозяйственной деятельности состоит в подготовке обстановки для возврата «северных территорий». Невозможен компромисс, при котором незаконный контроль России над островами усилится. Важно вести плотные переговоры, занимаясь поиском точек соприкосновения и не отходя от правил, касающихся территорий.