Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В политике Восточной Азии наступает новое «Троецарствие»

© AP Photo / Andy WongДракон лунма в представлении от компании La Machine в Пекине
Дракон лунма в представлении от компании La Machine в Пекине
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китайский классический роман «Троецарствие» повествует о событиях, когда империя Хань распалась на три враждующих между собой царства и наступили тяжелые времена. Споры в отношениях Китая, Японии и Южной Кореи стали нормальным явлением в новом «Троецарствии». Но сейчас лидеры стран готовы отказаться от былых противоречий ради возвышения Азии.

Пекин, Токио и Сеул обеспокоены множеством отрицательных факторов, влияющих на их трехстороннее взаимодействие. То, какими должны быть отношения Китая, Японии и Южной Кореи в сложившихся условиях, — не просто проблема политических споров, но и проблема политического развития Восточной Азии всего столетия.


С конца XIX века Китай, Япония и Корея никогда одновременно не были мощными и процветающими государствами. Тем не менее в Восточной Азии никогда не существовало геополитического и идейного раскола, подобного сегодняшнему. Более того, американский фактор тянет страны Восточной Азии за собой и создает множество препятствий. Споры и противостояние в отношениях Китая, Японии и Южной Кореи стали нормальным явлением в новом «Троецарствии» (китайский классический роман, повествующий об историческом периоде, когда империя Хань распалась на три враждующих между собой царства — прим. пер.).


В геостратегическом устройстве Восточной Азии произошли серьезные изменения, поэтому стабилизировать и улучшить отношения трех стран будет крайне сложно. Даже создавая зоны свободной торговли и соглашаясь на уступки в межгосударственном сотрудничестве, открыть новую страницу в отношениях трех стран будет крайне сложно.


Межгосударственные торгово-экономические отношения — это не просто организация экономики и торговли. Зачастую ключевым фактором, определяющим торгово-экономическую политику, становятся дипломатия и стратегические соображения. Например, в 2013 году правительство Абэ решительно вошло в управляемое Обамой Транстихоокеанское партнерство (ТТП). Это полностью политическое и стратегическое решение, и принимая его, Абэ вряд ли руководствовался торгово-экономическими проблемами Японии.


Суть ТТП состоит в экономических рычагах стратегии Обамы «перебалансировки АТР». Цель ТТП с помощью создания регионального торгового блока усилить «изоляцию Китая». Абэ подавил силы, настроенные против ТТП. Он хотел открыть для США японский рынок автомобилей и сельского хозяйства, чтобы всесторонне укрепить военный союз с США и предотвратить стратегические колебания Америки по поводу возможного военного конфликта с Японией в будущем.


В июле 2016 года Республика Корея приняла совместное с США решение о размещении противоракетной системы THAAD. Основная причина также заключается в том, что Южной Корее, стоящей перед угрозой применения баллистических ракет и ядерного оружия Северной Кореей, необходимо укреплять военный союз с Америкой, так как она гарантирует ей безопасность. С момента нормализации китайско-южнокорейских отношений, Республика Корея постоянно выбирает между двумя державами — Китаем и США. Однако учитывая стремительное развитие ядерных сил КНДР по инициативе Ким Чен Ына, Южная Корея всецело отдала свою «драгоценную» государственную безопасность в руки США.


В последние годы в отношениях между Китаем, Японией и Южной Кореей существует глубокое противостояние в сфере безопасности. Оно имеет глубокие стратегические и структурные истоки АТР. В международных отношениях экономика и безопасность взаимосвязаны, но в то же время являются двумя отдельными сферами. Расчет экономических интересов может принести выгоду, но вовсе не обязательно заменяет и ослабляет интерес к проблемам безопасности.


Для любого государства оценка и выбор интересов безопасности всегда стоят в приоритете перед «высокой позицией» экономической прибыли, это основное правило международных отношений. Торгово-экономические отношения не могут заменить безопасность, а также беспристрастную реальность международных отношений. На современном этапе важно «ограничение убытков» в безопасности


Отношения Китая, Японии и Южной Кореи должны улучшаться. Современная версия «Троецарствия» в Восточной Азии уже не сможет повторить «присоединение царства У к Вэй» или «военный поход Лю Бэя и захват Сычуаня». Основной идеей и целью нового «Троецарствия» должно стать совместное существование и процветание трех государств, возвышение Азии, ее сплочение и объединение, создание прочного благосостояния народов Китая, Японии и Республики Корея. Это и есть великая задача выдвинутой китайскими руководителями идеи о создании «Азиатского сообщества единой судьбы».


Поэтому ключевой сферой сотрудничества трех стран должна быть не столько экономика, сколько политика, дипломатия и безопасность. Однако это, непременно, очень трудный исторический процесс. Основным методом должно быть не изменение соотношения сил, а рост и созревание каждого государства, восстановление взаимопонимания и взаимного уважения.


В праздничные дни огромное количество китайских туристов посещают Корею и Японию, заполняя кварталы Мёндон (Южная Корея) или Синдзюку (Япония). Китайские студенты намного чаще получают образование в Японии, чем японские студенты в Китае. Китай начинает наполняться силой и энергией, и его «сердце» нуждается в таком же великодушии и мощи. В новой восточноазиатской постановке «Троецарствие» китайцы обязательно должны иметь самоуверенную, терпимую и прочную стратегическую волю; корейцы и японцы снова стоят лицом перед исторической тенденцией возвышения Китая, и они также должны проявить терпимость, понимание и уважение.


Улучшить отношения Китая, Японии и Республики Корея не означает просто продумать «экономические возможности» или изменения в торговле. Нельзя лелеять пустые надежды на то, что националистический конфликт между странами сможет быстро быть разрешен. Предстоит много времени, чтоб разрешить «исторические проблемы» и территориальные споры. Стабилизация и улучшение отношений между странами требуют объективной, всесторонней и точной оценки и цельного стратегического осмысления углубления тяжелого положения в сфере безопасности. Не следует все время осуждать противоположную сторону, также не обязательно относиться друг к другу с излишним страхом или враждебностью.


Прежде всего, нам нужно провести достаточную моральную и стратегическую подготовку. Вероятнее всего, процесс улучшения отношений будет медленным и долгим. Чрезвычайно важно остановить убытки от споров и конфликтов между странами, сфокусировавшись на уже имеющихся широких и глубоких экономических связях.


В частности, важно избежать продолжения противостояния и дальнейшего ухудшения отношений, прямого военного конфликта, и предотвратить расширения конфликта в сфере безопасности до основных сфер межгосударственного сотрудничества, особенно это касается экономики и гуманитарных связей. К предотвращению убытков, прежде всего, относится организация двусторонних рабочих и функциональных консультаций, установления норм поведения, доверия и укрепления делового сотрудничества с целью эффективного контроля скрытых угроз конфликтных ситуаций.


Достижение разрухи во время борьбы


Улучшение трехсторонних отношений невозможно без «борьбы». Китай прекрасно понимает, что такой метод может привести к полной разрухе.


В этом отношении китайско-южнокорейские и китайско-японские отношения отличаются друг от друга. Хотя Республика Корея упорно стоит на своем плане размещения системы THAAD, тем самым нанося серьезный ущерб стратегическим интересам Китая и устойчивости КНДР, политические контакты Китая с Республикой Корея все равно значительно лучше, чем с Японией. Противостояние между Китаем и Южной Кореей в сфере безопасности не сравнится с намерением правительства Абэ «уравновесить Китай», которое оно сделало своей стратегической целью. Пусть даже проблема Корейского полуострова действительно является «ямой», в которой постоянно застревают Китай и Южная Корея.


Что касается действий Японии и Республики Корея, пренебрегающих стратегическими интересами Китая и задевающих интересы безопасности, мы намерены бороться до конца. Однако борьба — это средство, а конечная цель — это сотрудничество и взаимный выигрыш.


Для улучшения отношений трех стран в большей степени требуется прочное «стратегическое терпение». Геостратегическая обстановка в Восточной Азии не была такой сложной со времен холодной войны. С одной стороны, социально-экономические связи между странами достигли небывалой глубины. То, что в 2016 году в Японию отправилось на 28% больше китайских туристов, ярко это иллюстрирует. Стабильно развивается торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, совместно продвигается процесс экономической интеграции, включая создание зон свободной торговли. Таким образом создается гарантия процветания и мира в Азии.


С другой стороны, на сегодняшний день между Китаем, Японией и Южной Кореей существует серьезнейший конфликт и противостояние интересов безопасности. Общество и СМИ должны служить мостом между тремя странами и создавать нужную атмосферу урегулирования отношений.