Не будет преувеличением сказать, что торговые отношения Финляндии с СССР строились на обмене нефти на суда, пишут Инкери Хирвенсало (Inkeri Hirvensalo) и Пекка Сутела (Pekka Sutela) в книге «Вытрясти деньги из большевиков. Финско-советские торговые отношения» (Rahat pois bolshevikeilta — Suomen kauppa Neuvostoliiton kanssa).
После окончания Второй мировой войны в среднем 15% внешнеторгового оборота Финляндии составляла торговля с СССР. Восточное направление было крайне важным по политическим причинам и причинам безопасности.
Горный советник находящейся в городе Раума компании Hollming Рейно Сало (Reino Salo) рассказывает в своей книге, что часто встречался с Никитой Хрущевым и другими высокопоставленными лицами СССР.
Горный советник судостроительной компании Rauma-Repola Йоуко Сере (Jouko Sere) вспоминает, что однажды провел в Советском Союзе практически полгода. По нескольку раз он побывал на операх и балетах, но время все равно тянулось очень медленно.
В 1980-х Rauma-Repola была крупнейшим экспортером финской продукции в Россию. В лучшие годы представители компании совершали по 1,2 тысячи поездок в Советский Союз. В компании подсчитали, что еженедельно «30-40 парней были где-нибудь в СССР».
Занимавшийся вопросами восточной торговли исполнительный директор Hollming Аарно Маннонен (Aarno Mannonen) сообщил, что вести бизнес было нелегко, хотя рамочные договоры заключались на высоком политическом уровне. Среди судостроительных компаний была конкуренция за право получения заказов. Однажды компанию Rautaruukki лишили квот на производство судов.
«Представители западного побережья были очень возмущены, но господам из Хельсинки уже хорошенько промыли мозги касательно того, что нужно делать», — говорит Маннонен.
Обильное употребление алкоголя тогда было частью советской культуры. Маннонен вздохнул с облегчением, когда Михаил Горбачев начал антиалкогольные кампании.
По словам Маннонена, беседы сводились к нескольким темам.
«Анекдоты, спорт и погода. У них словно была какая-то академия анекдотов, которая собрала тысячи смешных историй».
Двусторонняя торговля достигла пика в начале 1980-х. В 1982 году 27% экспорта Финляндии было направлено на Советский Союз. Объяснением был рост импорта нефти и рост цен на нефть. Помимо судов и изделий металлопромышленности в СССР вывозили большое количество продукции деревообрабатывающей промышленности и потребительских товаров, например, одежду и обувь.
Падение товарооборота в конце 1980-х было стремительным. В 1992 году доля СССР в экспорте Финляндии составляла всего 3%.
В книге также рассказывается популярная история о батискафе компании Rauma-Repola (имеются в виду два глубоководных аппарата «Мир-1» и «Мир-2» — прим. пер.). Компания сделала запрос в ЦРУ, не возникнут ли у нее проблемы с продажей этих аппаратов в СССР. Согласно ответу, никаких проблем не предвиделось. Очевидно, что в США просто не верили, что финны смогут создать такую глубоководную технику, потому что у них самих это не получилось.
Когда Repola все же смогла поставить два батискафа соседям, в США заволновались. Ведь подобные научно-исследовательские устройства можно было бы использовать для того, чтобы, например, отключить трансатлантический телеграфный кабель. США и Финляндия заставили компанию Repola расторгнуть договор с Советским Союзом.
Компания Hollming, в свою очередь, получила много новой информации в области электроники, когда строила в 1980 году в Рауме исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш». Например, раньше многолучевые эхолоты делали только в США, пока подобная конструкция не была разработана компанией Rauma. Из-за ограничений в экспорте в Финляндии пришлось разработать также систему динамического позиционирования судна.