Юлия Самойлова — не политический артист. То, что Украина вчера объявила свое окончательно решение об отстранении русской от участия в музыкальном конкурсе Евровидение, зависело не самой Самойловой, а совершенно от других факторов.
Юлия Самойлова — 27-летняя женщина из Ухты в Республике Коми, региона, который в советские времена был в первую очередь известен тем, что туда посылали пленников ГУЛАГа. Она передвигается в инвалидном кресле из-за недоразвитых мышц спины. По ее собственным словам, это результат неудачной прививки от полиомиелита, сделанной еще в детстве, а врачи утверждают, что это врожденное.
Нет никаких сомнений в том, что Самойлова упорно боролась, чтобы добиться того, чего добилась. Будучи ребенком, она участвовала в сотнях песенных конкурсов и постепенно прославилась на местном и региональном уровне. Когда она недавно собирала 50 тысяч долларов на операцию спины, краудфандинг обеспечил ей нужную сумму всего за несколько недель.
В России выбор Самойловой вызвал смешанные чувства. Так, популярная вечерняя газета «Комсомольская правда» перечислила аргументы «за» и «против». Аргументы «за» сводятся к тому, что Самойлова — очень важный символ способности человека с инвалидностью добиться чего угодно.
Критики назначения Самойловой констатируют, что все воспримут Самойлову как хитрый трюк Кремля. Это будет выглядеть так, словно Россия бросает человека с инвалидностью на растерзание волкам только ради удовольствия показать безжалостность Украины.
В этом смысле воду сейчас льют на мельницу критиков.
В свете этой дискуссии следует рассматривать и запрет на въезд Самойловой в страну от украинских служб безопасности. Трудно полностью отмахнуться от мнения, что запрет — это отчасти ответ Украины на то, что она посчитала попыткой России выиграть репутационную игру.
Да, Самойлова посещала Крым в 2015 году и участвовала в концерте после того, как Россия незаконно аннексировала регион. Украина запретила ей въезд потому, что она летела прямиком из России. Но она — совершенно не политическое лицо и даже после своего избрания представителем страны на конкурсе последовательно избегает разговоров о политике.
В России же запрет на въезд Самойловой представят как очередное доказательство постоянных преследований страны и несправедливого обхождения с ней.
Круг замкнулся.