России — одному из крупнейших в мире поставщиков нефти, чей бюджет держится на сырьевом экспорте, — будет выгодно продление пакта ОПЕК ради поддержки цен на нефть, но на этот раз договориться будет сложнее и условия участия стран-нефтепроизводителей могут измениться, считают аналитики.
Главное препятствие для продления соглашения о сокращении производства ОПЕК и нескольких стран вне картеля, срок которого истекает в июне, — это рост сланцевой добычи нефти в США, который может свести на нет результаты декабрьского пакта.
«Выгодность продления соглашения для России зависит от его дальнейших масштабов и продолжительности, оценки способности новых договоренностей поднять цену до $60 за баррель или выше в условиях отсутствия сотрудничества с нефтяниками США», — сказал аналитик нефтяного сектора в Sberbank CIB Валерий Нестеров.
Добыча нефти в США с середины 2016 года выросла более чем на 8 процентов и сегодня превышает отметку в 9,1 миллиона баррелей в сутки.
«Если на момент обсуждения продления соглашения на заседании ОПЕК в мае будет очевидно, что добыча нефти в США вернётся к существенному росту, тогда продление соглашения не будет иметь смысла, так как ОПЕК и другие страны в этом сценарии будут терять долю на рынке в пользу американских производителей», — сказала директор нефтегазового аналитического сектора в Газпромбанке Евгения Дышлюк.
Участие России в новом пакте будет затруднительно — во втором полугодии обеспечить снижение и даже заморозку добычи на текущих уровнях будет очень сложно, сказал глава аналитического департамента инвесткомпании Регион Валерий Вайсберг.
«Поэтому присоединиться к новому соглашению Россия сможет только на условиях Ирана, то есть получив гарантированное пространство для увеличения выпуска», — считает он.
К середине марта Россия сократила производство сырья на 160.000 баррелей в сутки и к концу апреля планировала выйти на целевой уровень снижения в 300.000 баррелей в сутки.
Вера с оговорками
Сразу после сделки с ОПЕК в конце прошлого года Россия оценила выгоду в 1,75 триллиона рублей для бюджета и 750 миллиардов рублей — для нефтяных компаний.
Президент РФ Владимир Путин пообещал тогда продолжение сотрудничества с картелем ради общего результата.
«Продление пакта выгодно России, если не придётся брать на себя дополнительных обязательств по сокращению добычи. Остановка низкорентабельных скважин на месторождениях, не подпадающих под льготы по НДПИ или экспортной пошлине оправдана, если даёт премию в $8-10 к цене нефти», — сказал аналитик Уралсиба Алексей Кокин.
Вагит Алекперов, глава крупнейшей частной нефтяной компании России Лукойл, сказал в середине марта, что видит смысл в пролонгации соглашения, хотя в прошлом году он говорил, что сделка с ОПЕК не имеет смысла.
О готовности сокращать добычу заявила и средняя по размеру Татнефть.
«Мы готовы сокращать добычу в объёмах, которые приводят к достижению финансового результата, превышающего наши ожидания (за счёт роста цены против увеличения объёмов производства), но без ущерба для добычи в будущем», — сообщила Рейтер пресс-служба Татнефти.
Необходимость продления соглашения зависит от множества факторов, и ближе к встрече ОПЕК в конце мая будут основания этот вопрос обсудить, считает Татнефть.
«Уровень цены на нефть в $50 за баррель комфортен для компании, он, безусловно, лучше, чем уровень в $30 за баррель», — сообщила Рейтер Русснефть, контролируемая бизнесменом Михаилом Гуцериевым.
Компания готова продолжить снижение добычи ради интересов государства.
«Надеемся, что рост цен на нефть покроет наши потери от сокращения добычи», — сообщила Русснефть.
На середину марта российские власти не имели позиции о дальнейшей судьбе нефтяного пакта.
«Мы ждём продления пакта, потому что для расчистки рынка от излишнего предложения потребуется больше времени, чем шесть месяцев. Из шести месяцев действия пакта только во второй его половине ожидается начало физической разгрузки рынка и снижения уровней запасов до средних значений», — сказал аналитик ФК Открытие Артём Кончин.
Хотя большинство опрошенных аналитиков прочат продление пакта, их вера в него хрупка и зависит от множества допущений, которые делают исполнение сделки эффективной, в ином случае — её продолжение — под вопросом.
Трудный выбор
По оценке Международного энергетического агентства, всего страны-нефтепроизводители ОПЕК за первые два месяца на 98 процентов исполнили план сократить добычу на 1,2 миллиона баррелей в сутки, страны вне ОПЕК — выполнили план сокращения на 558.000 баррелей на 37 процентов.
«ОПЕК и России необходимо найти новую формулу взаимодействия, которая исключит несправедливую конкуренцию за долю рынка и при этом не ущемит интересы российских компаний. Вероятность пролонгации пакта в его нынешнем виде очень низка», — считает Вайсберг из Региона.
Рост сланцевой добычи в США и разногласия между участниками ноябрьского соглашения могут стать препятствием для продления соглашения, считает крупнейшая в России нефтяная компания Роснефть.
Стратег по сырьевым рынкам ING Уоррен Паттерсон в продление пакта не верит.
«В настоящее время ряд стран-членов ОПЕК и стран, не входящих в ОПЕК, всё ещё не выполняют свои цели по сокращению добычи, и Саудовская Аравия сокращает больше, чем соглашалась. Похоже, что Саудовской Аравии начинает надоедать такая ситуация».
Саудовская Аравия больше не хочет терять долю на рынке, согласен портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев.
«Продление пакта России выгодно только в краткосрочной перспективе — на пару месяцев — это больше политическое решение, чем имеющее экономический смысл. В долгосрочной перспективе это грозит России потерей доли рынка, и не несёт выгоды», — считает он.
Аналитики говорят, что продление соглашения ОПЕК могло бы вернуть котировки нефти к уровню около $60 за баррель, но риски обратного отката также велики по тем же причинам, что и сейчас.
Банк Goldman Sachs прогнозирует, что ввод новых добычных проектов и очередной сланцевый бум в США могут привести к росту добычи нефти на один миллион баррелей в год и, как следствие, избытку предложения на рынке в следующие два года.