Для СССР ввод войск в Афганистан был началом конца. Так же, как и война во Вьетнаме, этот конфликт привел к огромному количеству человеческих жертв и не увенчался успехом. Многие страны ранее и некоторые сейчас встретили на своем пути страну, ставшую могилой мировых империй, и попытались найти решение местной религиозно-политической головоломки, но это пока никому не удалось. В конце 70-х годов прошлого века Советский Союз, уверенный в своем превосходстве, что характерно для крупных мировых держав, отправил в Афганистан группы специального назначения, которым было поручено уничтожить президента этой страны. Советское руководство считало, что это уже гарантия победы. Но оно ошибалось: война затянулась на 14 лет.
Хафизулла Амин (Hafizullah Amin) был правой рукой президента Афганистана Нура Мохаммада Тараки (Muhammad Taraki) — основателя коммунистической партии Афганистана, в эпоху правления которого страна достигла некоторого прогресса. 14 сентября 1978 года в государственной резиденции Тараки произошла перестрелка его телохранителей с охраной премьер-министра Хафизуллы Амина. Это привело к взаимным обвинениям их сторонников и к аресту президента страны. Обстоятельства смерти Тараки так и не были выяснены до конца, очевидно лишь то, что Амин решил заменить его на посту президента и что Тараки был убит по его приказу.
Цель: дворец Тадж-Бек
Захватив власть в стране, Хафизулла Амин стал проявлять диктаторские замашки и отдалился от СССР. За 104 дня своего правления афганский политик пытался развивать сотрудничество с Пакистаном и США. Эта перемена курса сначала воспринималась Советским Союзом с беспокойством, а потом привела к вводу войск в Афганистан. Одним росчерком пера советское руководство поручило командованию подразделений специального назначения занять жизненно-важные объекты инфраструктуры и правительственные учреждения. За несколько часов были взяты под контроль 13 стратегических пунктов, включая здание МВД, здание Службы государственной безопасности и дворец Дар уль-Аман. Но главной задачей было устранить Амина, чтобы положить конец его кратковременному правлению.
Штурм дворца Тадж-Бек, служившего резиденцией Амина, вспоминается как одна из самых успешных операций советских подразделений специального назначения — легендарного спецназа. Спецназом называют любые подразделения специального назначения в России, но для участия в операции в Афганистане была выбрана так называемая группа «Альфа», специализирующаяся на борьбе с терроризмом. Это подразделение, находящееся в подчинении Министерства внутренних дел, было сформировано в 1974 году по инициативе Юрия Андропова, который в то время занимал должность председателя КГБ. По словам Марка Галеотти (Mark Galeotti) в книге «Спецназ: российские силы специального назначения» («Spetsnaz: Russia's Special Forces»), группа получила боевое крещение при штурме дворца Тадж-Бек.
Амин, не знавший, что СССР не доверяет ему, дал разрешение на размещение в Афганистане некоторых из вышеупомянутых советских подразделений с конца ноября под предлогом оказания содействия в стабилизации обстановки в стране, обострявшейся все больше и больше по вине моджахедов. За два дня до начала операции неподалеку от Кабула разбился самолет Ил-76, погибла вся команда и 37 советских десантников, находившихся на борту. Единственное, что никому не приходило в голову, — это то, что диктатор не догадывался о планах СССР в отношении Афганистана.
45-минутный штурм
Последней целью советских сил был дворец Тадж-Бек, построенный по проекту европейских архитекторов в 1920 году для королевской семьи Афганистана. Это здание очень хорошо охранялось. К нему можно было подойти только по круто поднимающейся вверх извилистой тропинке, в конце которой стояли танки T-54 и пулеметы. Помимо этого, спецназовцы должны были вступить в бой с личной охраной Амина, состоящей из 300 человек, и с бойцами регулярной армии, которых было более тысячи человек.
— 27 декабря 1979 в 19:15 началась спецоперация Шторм-333. В Кабуле прогремел взрыв, оставивший афганские власти без телефонной связи.
— В 19:30 «мусульманский» батальон, обманом затесавшийся между афганскими солдатами, неожиданно поднял оружие против правительственных сил, в результате чего было убито около 200 человек. Одновременно с этими событиями бойцы группы «Альфа» и «Зенит» совершили нападение на личную охрану Амина и стали прочесывать зал за залом во дворце. Через 45 минут операция была завершена. Неизвестно, был ли Амин убит во время или после штурма.
В начале штурма Амин все еще полагал, что СССР был на его стороне. «Советы нам помогут», — уверял он одного из своих помощников, когда началась перестрелка. Помощник ответил, что атака осуществлялась как раз советскими солдатами, и это стало настоящим ударом. По официальной версии, когда Амина видели в последний раз, он был одет в футболку Adidas и безнадежно сжимал в руке оружие. Бойцы группы «Альфа» обнаружили его в 19:45 и застрелили вместе с сыном.
Советский Союз всегда настаивал на том, что проведение военной операции в Афганистане было законным, в соответствии с Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан. Советское руководство уверяло, что ввод войск был осуществлен по просьбе Революционного совета Афганистана, который собрался за несколько часов до смерти Амина и обвинил его в предательстве.
Согласно плану, советские солдаты были одеты в афганскую форму, чтобы выдать штурм за внутренний переворот в рядах армии Афганистана, в котором представители СССР играли незначительную роль: группы «Альфа» и «Зенит» маскировались под представителей «мусульманского» батальона, который, в свою очередь, был внедрен в состав охраны президента страны.