В попытках российского государства оказывать влияние на западные страны нет ничего нового. Советский Союз на протяжении многих десятилетий поддерживал западные коммунистические партии и проводил кампании дезинформации (одной из самых известных стала операция INFEKTION, имевшая целью убедить мир в том, что Соединенные Штаты изобрели СПИД). КГБ передавал деньги и оружие террористам и экстремистам, среди которых были «Фракция Красной армии» и Ирландская республиканская армия.
После распада Советского Союза эти игры прекратились. КГБ был в беспорядке, и что самое важное, значительная часть российского истэблишмента в то время хотела стать частью Запада, а не ослаблять его. Но сегодня мы живем в иную эпоху. Россией руководят не «реформаторы», а очень богатые люди, которые считают, что демократические идеалы Запада угрожают их власти и украденным деньгам. Поэтому они вернулись к старой тактике, но с некоторыми особенностями.
Мы уже знаем, что благодаря социальным сетям российскому государству стало намного проще распространять дезинформацию. Гораздо меньше внимания мы уделяем российским частным бизнесменам, которые помогают своему государству завоевывать друзей и оказывать влияние на других намного эффективнее Советского Союза. Большинство «независимых» российских олигархов таковыми вовсе не являются. Свои первоначальные деньги они получили от российского государства в результате воровских приватизаций и отмывания денег. Чтобы сохранить эти деньги, они вынуждены помогать государству; и если оно их попросит, эти люди выполняют его указания. Но большая часть того, что они делают в интересах государства, похоже на обычный бизнес. Они покупают и продают компании, вкладывают деньги в собственность, нанимают консультантов.
Такой контекст помогает объяснить, как формировалась карьера бывшего руководителя предвыборного штаба президента Трампа и его давнего компаньона Пола Манафорта. По данным Associated Press, российский миллиардер Олег Дерипаска нанял Манафорта в 2005 году в помощь своей компании, а также для оказания «влияния на политику, на коммерческие сделки и на освещение событий в прессе США, Европы и стран бывшего Советского Союза в выгодном свете для правительства президента Путина». Манафорт не отрицает, что он работал на Дерипаску, который нанял его на вполне законных основаниях. Вместе с тем, он говорит, что не работал на российское государство. Формально Манафорт прав. На практике же никакой разницы нет.
В действительности Манафорт работал на российское государство как минимум в одном другом важном качестве. С 2007 по 2012 годы этот бывший руководитель штаба Трампа был советником у пророссийского политика Виктора Януковича, которого в 2010 году избрали президентом Украины. Придя к власти, Янукович старался сохранить нечистоплотные отношения между российскими и украинскими олигархами. Он также украл миллиарды долларов, ослабил украинское государство, подорвал основы конституции и направил свои силы безопасности на подавление протестующих, после чего с позором бежал из страны. Формально Манафорт может с полным основанием говорить о том, что свою работу на Януковича он выполнял отнюдь не в интересах российского государства. Но практике здесь никакой разницы тоже нет.
Российские частные деньги также сыграли свою роль в карьере Трампа. Он неоднократно заявлял, что никогда не вкладывал свои средства в Россию. А вот Россия вкладывала деньги в него. В 2008 году Дональд Трамп-младший сделал свое знаменитое заявление о том, что российские деньги составляют «довольно значительную часть наших активов». Недавно агентство Reuters провело расследование и выяснило, что владельцы российских паспортов вложили как минимум 98 миллионов долларов в семь объектов собственности Трампа в одной только Флориде. Сюда не входят деньги тех инвесторов, которые скрывают свои имена, пользуясь анонимными компаниями-пустышками.
Формально все эти деньги не имеют никакого отношения к российскому государству. Но на практике они завоевывают для России благорасположение и влияние. Трамп еще задолго до прихода на пост президента на протяжении многих лет неоднократно хвалил Россию и ее президента. В 2007 году он заявил, что Путин «великолепно делает свою работу». В 2015-м он назвал российского президента «человеком, которого глубоко уважают у него в стране и за ее пределами».
Та зарплата, которую Дерипаска платил Манафорту, не являлась взяткой. Не были взяткой и «довольно значительные» российские инвестиции в бизнес Трампа, которым он владеет до сих пор. КГБ здесь тоже ни при чем, и секретные выплаты среди этих денег вряд ли присутствуют. Вопрос в том, сумеет ли наша политическая система справиться с этой особой формой современной российской коррупции. Конгресс не может просто так задать вопрос о том, законно ли все это, поскольку здесь наверняка нет никаких нарушений закона. Конгресс или какой-то независимый следственный орган должен найти способ, чтобы спросить, морально ли это, поскольку в этих действиях наверняка нет никакой морали. А еще он должен спросить, нет ли в этих действиях «ненадлежащего влияния», поскольку оно наверняка там есть.