Издание The Washington Post сообщило о состоявшихся в воскресенье в России многочисленных акциях протеста против повальной коррупции властей, за которыми последовали массовые аресты:
«Слишком ожесточенные и уже ничего не боящиеся люди вышли на улицы — им надоела охватившая страну коррупция и то, что правительство не желает или не способно ее остановить. Полиция в городах по всей России отреагировала на демонстрации баррикадами, слезоточивым газом и массовыми арестами.
К воскресному вечеру омоновцы в бронежилетах и касках арестовали в центре Москвы более 700 демонстрантов, а толпа из десятков тысяч человек улюлюкала, свистела и скандировала: «Позор! Позор!»… Одним из первых, кого задержали в Москве, был главный организатор митингов Алексей Навальный, который призывал людей выйти на акции протеста, заявив перед этим о том, что премьер-министр Дмитрий Медведев владеет виноградниками, роскошными яхтами и шикарными особняками стоимостью более миллиарда долларов.
Арест Навального вызвал протесты со стороны правозащитников. Когда в понедельник утром (после того, как страну захлестнули антиправительственные выступления — одни из самых массовых за последние годы) он появился на судебном заседании, московский суд назначил ему наказание в виде «15 суток ареста и штрафа в размере 20 тысяч рублей за неповиновение полиции и организацию акций протеста».
На протяжении всего дня, когда столь любимый президентом Трампом авторитарный режим проводил аресты, Белый дом хранил абсолютное и зловещее молчание. Будет ли администрация молчать (как это было в отношении недавних убийств видных деятелей, выступавших против Путина), демонстрируя тем самым полное безразличие к бандитским действиям Владимира Путина? В воскресенье вечером Госдепартамент выступил с первой жесткой критикой администрации в адрес России. Пресс-секретарь Марк Тонер (Mark Toner) выступил с письменным заявлением:
«Соединенные Штаты решительно осуждают арест в воскресенье сотен мирных демонстрантов по всей России. Задержания мирных демонстрантов, правозащитников и журналистов является попранием основных демократических ценностей. Мы с тревогой узнали об аресте оппозиционера Алексея Навального после его прибытия на демонстрацию, а также о том, что в возглавляемой им организации по борьбе с коррупцией были проведены полицейские рейды.
И все же мы до сих пор мы ничего не услышали ни о случившемся, ни о любимой новой беспощадной тактике Путина непосредственно от Белого дома. Возможно, Путин, воодушевленный нежеланием Трампа критиковать его, взял на вооружение убийство в качестве обычного инструмента государственной власти. «В результате наглого убийства российского политика, совершенного на [прошлой] неделе среди бела дня возле украинского отеля, количество высокопоставленных россиян, умерших за последние пять месяцев после состоявшихся 8 ноября президентских выборов в США, теперь достигло восьми, — сообщает CNN. — Среди умерших — пять российских дипломатов. Как оказалось, некоторые из смертей наступили по естественным причинам, и власти исключают, что они были вызваны насильственными преступными действиями».
Осуждение России (пусть и запоздалое) знаменует собой первую настоящую критику действий России со стороны администрации. Она последовала за высказываниями видных сенаторов — республиканцев и демократов. Сенатор-республиканец от штата Арканзас Том Коттон (Tom Cotton) обвинил Путина, произнеся лаконичную фразу: «Сегодняшняя акция протеста показывает, что коррупция, пропаганда и завуалированное притеснение являются ненадежной опорой для власти — даже если во главе ее стоит человек, столь жестокий и циничный, как Владимир Путин». Высокопоставленный сенатор-демократ от штата Мэриленд Бен Кардин (Ben Cardin) из Комитета Конгресса США по иностранным делам выступил со своим собственным заявлением: «Я решительно осуждаю сегодняшнее задержание в Москве и по всей России сотен мирных демонстрантов. Это в очередной раз показывает, что пространство гражданского общества в путинской России стремительно сужается». Он призвал Трампа «сохранять приверженность США всемирно признанным правам человека и демократическим принципам в соответствии с Хельсинкским заключительным актом. Любой будущий диалог с российским правительством не должен преуменьшать важность этих ключевых американских ценностей».
В результате событий последних суток возникает ряд вопросов:
— Может ли заявление Госдепартамента означать переоценку политики почитания и преклонения перед президентом Путиным, или же это является свидетельством того, что госсекретарь Рекс Тиллерсон (Rex Tillerson), наконец, решил активно и настойчиво действовать самостоятельно?
— Связан ли разворачивающийся «российский скандал» потенциально с тем, что команда Трампа сорвала его планы осуществить свой вариант «перезагрузки» отношений? Учитывая широко распространенные спекуляции об экономических связях Трампа с Россией и о возможном сговоре членов его команды с российскими чиновниками, Трампу сейчас, возможно, необходимо избегать действий, создающих впечатление, что он является марионеткой Путина.
— Станем ли мы, наконец, свидетелями отказа от политики администрации Обамы, не желавшей заниматься вопросами прав человека, и увидим ли действия, направленные на защиту демократических стран и гражданских свобод?
— Признают ли представители властей США (как это сделали протестующие в России), что изобличение и подтверждение доказательствами преступной деятельности Путина представляет угрозу для его власти? Мы утверждаем, что Конгресс должен разработать экономической закон Магнитского (подобный уже существующему закону Магнитского, используемому для выявления лиц, участвующих в совершении преступлений против прав человека, и применения против них санкций) — с тем, чтобы клептократы, которые грабят свои страны, не могли хранить свои нажитые нечестным путем богатства в Соединенных Штатах.
Заявление, сделанное в воскресенье Госдепартаментом, позволяет надеяться, что Тиллерсон уже освоился на своем месте и готов защищать демократические ценности во всем мире. Если это так, то это стало бы самым позитивным событием за то недолгое время, которое он находится на своем посту.