В России Архангельск называют воротами в Арктику. Сейчас порты в этом городе живут в режиме экономии, ожидая, пока запустят движение по Северному морскому пути.
Движение кораблей у моря через грузовой терминал в центральном Архангельске сейчас так же заморожено и неподвижно, как льды на реке Двине.
На причале ничего не погружается и не разгружается. Вместо этого здесь стоит один из кораблей флота, на котором вооруженные солдаты стоят на вахте у сходен.
Статистика говорит о том же. За последние годы оборот портов города упал вдвое. В прошлом году в Архангельске обработали всего три миллиона тонн товаров.
В то же время город питает большие надежды, что эта тенденция изменится, в первую очередь благодаря развитию Арктики.
Архангельск всегда жил за счет экспорта древесины, бумаги и рыбы. Но сейчас внутри здания порта продаются рубашки, джинсы и обувь. Тот, кому нужна рыба, вынужден перейти улицу и отправиться на центральный городской рынок.
Замороженная рыба
На прилавках лежит множество разной рыбы, но вся она глубоко заморожена, ни единой свежей рыбины насколько хватает глаз.
«Это потому, что сейчас у нас капитализм, — говорит Марина, продавщица за одним из прилавков, — Сейчас они замораживают всю рыбу прямо на траулерах в Баренцевом море, чтобы привезти ее сюда. Так эффективнее».
По словам Марины, что люди чаще всего покупают два вида рыбы: камбалу и треску.
«Сейчас рыба стала дорогой, — говорит она, — но в Архангельске люди все равно ее покупают, потому что это традиция. У нас еще есть лосось, но он в два раза дороже, чем камбала, и к тому же его импортируют из Чили. Собственного атлантического лосося мы получим только летом».
Арктика спасет
Большая часть рыбы, которая продается в торговом зале, приходит сюда с рыбного терминала, который находится в 20 километрах от города.
«Длина нашего терминала 300 метров, мы принимаем там и другие товары, не только рыбу», — сообщает директор Максим Дрегало.
Это самый большой рыбный терминал в регионе, но и тут царит штиль. Подъемные краны стоят неподвижно, ни одного из восьми траулеров флота не видно, но у причала стоит трейлер, и из него выгружают древесину, которая пойдет на экспорт.
«Все тихо, потому что лед еще стоит, движение оживится лишь с мая», — объясняет Дрегало.
Рыбный терминал возлагает большие надежды на Северный морской путь.
Как и многие другие на севере, предприятие Дрегало надеется, что северный маршрут между Европой и Азией могут начать использовать совсем по-другому, когда арктические льды растают и путь станет более проходимым.
Терминал Архангельска надеется, что сможет принимать 120 тысяч тонн рыбы в год. На сегодняшний момент он обрабатывает лишь 20 тысяч тонн.
Другими словами, оптимизм огромен, но практических результатов пока мало.
«Нашим следующим шагом будет строительство этим летом нового контейнерного склада», — говорит Дрегало.
И он может понадобиться. Сегодня склад состоит лишь из одного открытого помещения, где стоит и ржавеет несколько контейнеров.
Китайцы повсюду
Сотрудники рыбного терминала — не единственные, кто строит планы с мыслью о Северном морском пути.
У российского государства тоже большие планы на город, оно намеревается построить совершенно новый глубоководный порт чуть севернее рыбного терминала.
Порт будет функционировать как новые ворота для северного торгового пути в первую очередь между Китаем, Россией и ЕС.
Китайские инвесторы уже проявили интерес к этому масштабному проекту, который обойдется в минимум миллиард евро. Договор между Архангельском и Пекином подписан.
По плану порт откроется уже через шесть лет. На первом этапе он будет принимать 30 миллионов товаров в год.
Второй мегапроект в регионе — новый железнодорожный путь для транспортировки товаров из северного Мурманска через Архангельск на Урал в Пермь.
Этот проект будет стоить целых шесть миллиардов евро. Им также уже заинтересовались китайские инвесторы.