Эту статью я вновь пишу в самолете, вылетающем в Японию из Вашингтона. Это моя третья командировка в США с конца прошлого года. Я принял участие в японо-американском семинаре по вопросам безопасности, который был организован Японским институтом международных проблем и американскими научно-исследовательскими центрами, и мне кажется, что я наконец-то начал понимать, что сейчас происходит в США. В чем я изначально ошибался и в чем был прав? Пишу об этом прямо и откровенно.
Сначала я критически проанализирую свои умозаключения о новой власти за последние несколько месяцев.
Дипломатическая команда Трампа разделилась на три группы, которые идут в разном направлении
Возможно, новая власть будет проводить радикальную дипломатию
Определенно, часть приближенных настроена крайне радикально, однако они мыслят более стратегически, чем я предполагал. В отличие от дипломатии в отношении Европы, чьи связи с Россией становятся все хаотичнее, дипломатия в отношении Азии характеризуется стабильностью. Скорее всего и телефонный разговор с главой Тайваня, и заявления о «едином Китае» это — подготовительные шаги, основанные на трезвом расчете.
Суть администрации Трампа — экономический национализм
Этот пункт не изменился и сейчас. Экономический национализм на международной арене означает смену существовавшей торговой политики, а на внутренней — особое отношение к белым рабочим, которые поддержали кандидата Трампа. Главная цель администрации Трампа — переизбрание нынешнего президента на следующих выборах.
Тактически улучшить отношения с Россией и стратегически противостоять Китаю
Что касается улучшения отношений с Россией, то штаб Трампа критикуют за сомнительные связи с российской разведкой, и улучшения практически нет. Стратегические отношения с Китаем постепенно пересматриваются. В настоящее время КНР изо всех сил пытается вернуться на прежний уровень. Все изменится, если в США произойдет крупный теракт…
Тайфун Трампа поглотил ослабленную Республиканскую партию
В ходе прошлогодних выборов Республиканская партия контролировала не только администрацию президента, но и Конгресс. Некоторые полагают, что это свидетельствует о возрождении этой партии, однако, как я отмечу ниже, раскол внутри партии сильнее, чем казалось на первый взгляд. Спасение в том, что Демократическая партия расколота еще сильнее.
Пока не заметно, что новая власть перешла в режим управления
Во время этой командировки меня больше всего интересовала судьба законопроекта, отменяющего реформу здравоохранения Обамы. Это — одно из предвыборных обещаний Трампа, однако в конечном итоге руководство Республиканской партии, которое предложило этот законопроект, было вынуждено отказаться от него. Это — серьезное поражение администрации Трампа. Одна из причин состоит в межфракионной борьбе внутри Республиканской партии, однако главная причина заключается в том, что Трамп, не обладающий политическим опытом, так и не вышел из режима выборов.
Трамп относился к этому законопроекту скептически даже непосредственно перед его принятием. Он полностью доверился руководству республиканской партии в вопросах Конгресса, не изучил детали законопроекта, не воздействовал на демократов и собирался протолкнуть его за счет собственного переговорного потенциала. Если это действительно так, будущее пугает. Дело в том, что вашингтонская политика отличается от сделок по недвижимости в Нью-Йорке. Среди республиканцев, выступавших против законопроекта, есть избиратели. У них есть семья и друзья. Вывод один: Трамп и его окружающие, которым не хватило энтузиазма и усилий принять законопроект, отнеслись к вашингтонской политике слишком расслабленно.
В день, когда законопроект был отозван, администрация Трампа объявила о строительстве трубопровода из Канады, начала обсуждать реформу налоговой системы, а по отношению к отзыву законопроекта вела себя так, как будто ее это не касается. Трамп и дальше собирается продолжать предвыборную кампанию?
Мы должны осознать, что такая опасность существует. Сейчас политика Вашингтона в отношении Азии кажется благоприятной, однако дипломатия США неотрывно связана с внутренней политикой. Начнет ли Трамп заниматься политикой, осознав свои ошибки, или же он продолжит вести предвыборную кампанию? Результат отразится не только на Японии.