23 февраля газета Público напечатала статью посла Украины в Португалии Инны Огнивец под названием «Обеспокоенность голосами в поддержку осуждения» (Preocupação pelos votos de condenação). Обращает на себя внимание довольно неожиданная попытка посла преподать членам португальского парламента урок истории.
Отнюдь не удивляет то, что уважаемая Инна Огнивец приписывает Кремлю советской эпохи все злодеяния, имевшие место в истории нашей в то время общей страны. Упоминая о голоде в СССР в 1932-1933 годах, она ничего не говорит о том, что жертвами этой трагедии стали русские, украинцы, казахи и представители других этнических групп (факт, который в 2003 году был подчеркнут Генеральной Ассамблеей ООН). Она упоминает о предположительной «гибели в концлагерях» (которые на самом деле являются страшным результатом нацистской политики во время Второй мировой войны), но не говорит о массовых зверствах банды Степана Бандеры, убийц и пособников нацизма на Украине.
Госпожа посол решила опустить исторический факт, которому, по иронии судьбы, Украина обязана своим существованием в качестве государства: она умолчала о Москве, о Кремле, о Коммунистической партии и всем «советском режиме». Территория Украины собиралась по кусочкам в составе России. Нет надобности погружаться в глубины истории, приведем лишь один пример: в 1654 году украинские земли на восточном берегу реки Днепр (одна шестая часть территории современной Украины) решили воссоединиться с Русским царством. По сути, вплоть до советской эпохи Украина не существовала на карте как отдельное государство: на этой территории располагалась Киевская губерния, входившая в состав Российской империи — если пользоваться современным языком, один из административных районов империи. И только советское правительство превратило эти территории в Республику — Украинскую ССР.
В своей статье госпожа посол решила пролить свет и на нынешнее положение дел. Печально, что слова уважаемой Инны Огнивец о старательном исполнении Киевом Минских договоренностей не выдерживают критики фактов. Минские соглашения, подписанные президентом Украины Петро Порошенко, подразумевают четкую последовательность действий: соглашение о прекращении огня — отвод Киевом и Донбассом всех тяжелых вооружений от линии соприкосновения и мониторинг со стороны ОБСЕ — принятие Киевом закона об особом статусе Донецка и Луганска — поголовная амнистия и соглашение об обмене по принципу «всех на всех» — проведение местных выборов — конституционная реформа, закрепляющая особый статус Донецка и Луганска — и только после этого возобновление контроля украинского правительства над границей во всей зоне конфликта
Режим Киева использует любую возможность, чтобы уклониться от выполнения этой последовательности действий, тем самым саботируя политическую составляющую соглашений. Не было предпринято никаких шагов ни для того, чтобы принять закон об особом статусе Донбасса, ни для проведения местных выборов и конституционной реформы. Напротив, вот уж сколько времени Киев не выплачивает пенсии и социальные пособия своим, как предполагается, гражданам в Донбассе.
Вместо того, чтобы выполнять взятые на себя обязательства, украинский режим упорно пытается разрешить конфликт силой: население Донбасса находится под огнем, в том числе тяжелых вооружений, запрещенных Минскими договоренностями, регион подвергся экономической, финансовой и транспортной блокаде. Ничего не остается, кроме как безосновательно называть Россию «частью конфликта» и в духе эпохи постправды заявлять о присутствии в Донбассе российских войск, особо не заботясь о доказательствах.
Тем, кто интересуется этим вопросом, не помешало бы освежить в памяти содержание таких документов, как Минские соглашения и мониторинг ОБСЕ на Украине — все они находятся в свободном доступе. Понятно, почему госпожа посол умалчивает об этих документах: отражаемая в них реальность весьма отлична от ситуации, обрисованной ею в статье.
Александр Брянцев- пресс-атташе посольства России в Португалии