Несмотря на вызов израильского послала в МИД РФ для дачи разъяснений в связи с авианалетом ВВС Израиля, Москва хочет в ближайшее время возобновить сотрудничество, в связи с общим желанием России и Израиля ограничить действия Ирана в Сирии.
Когда в сентябре 2015 года Россия пришла к нам на Ближний Восток, она преследовала три конкретные цели. Во-первых, она намеревалась спасти рушившийся режим Асада, во-вторых, максимально сократить функции сверхдержавы США в Сирии (а если возможно, то и на Ближнем Востоке в целом), в-третьих, возглавить войну против террористической организации ИГ (запрещена в РФ — прим. ред.), наводящей и продолжающей наводить ужас на западные столицы после серии террористических актов.
Спустя полтора года мы можем отметить, что задачи успешно выполнены. Сегодня Россия является стержнем нового сирийского порядка, Асад ходит с поднятой головой и до такой степени спокоен, что может думать о смене мебели в президентском дворце в Дамаске или о проекте реконструкции Алеппо. Разговоры о будущем Сирии при участии России, Турции и Ирана проходят теперь в Астане, столице Казахстана, а не в Вене.
Как известно, летом 2013 года Барак Обама, Дэвид Кэмерон и Франсуа Олланд запланировали атаковать Асада и его режим в Дамаске, после того как тот в 14-ый раз с начала гражданской войны в 2011 году применил химическое оружие против своего народа. Как известно, в конечном итоге их планы не осуществились, так как Обама забыл о «красной черте». Экс-президент США и экс-премьер Великобритании уже давно ушли в историю, и даже Олланд считает последние дни из-за нелестных данных опросов общественного мнения, не позволяющих ему вторично баллотироваться в президенты. Несомненно, Асад спасся благодаря этой троице, а теперь и благодаря Владимиру Путину.
Ставки России
В настоящее время возникает вопрос: куда стремится Россия и чего она желает добиться на Ближнем Востоке. Следует помнить, что русские находятся на распутье в результате недавнего авианалета ВВС Израиля и вызова израильского посла в Москве для разъяснения ситуации.
Как ни парадоксально, для достижения своих целей Россия нуждается в Израиле и США. Вероятно, поэтому мы не обнаружили критики в адрес Израиля в российских СМИ во время вызова израильского посла. При этом было желание как можно скорее возобновить совместные дела.
Нужно понимать, что, несмотря на свои достижения в Сирии, русские по-прежнему подвержены ограничениям. Асад и Иран не совсем прислушиваются к их повелениям, поэтому не следует относиться к каждому высказыванию Асада как к мнению Москвы, равно как и не каждое действие Ирана на сирийской земле происходит с ведома России. Более того, очень вероятно, что Россия, также как и Израиль, заинтересована в ограничении действий Ирана в Сирии. Израиль опасается образования фактической границы с Ираном на севере. С точки зрения России, Тегеран может стать проблемой хотя бы по демографической причине.
Есть даже те, кто видит в России мусульманское государство. Напомним, что ислам пришёл в Россию 1300 лет назад, и на ее территории расположены более 10000 мечетей, включая большую Соборную мечеть в Москве. При этом российских мусульман не воодушевляет «роман» Москвы с шиитами «Асад — Иран — "Хезболла"». Россия, возможно, выигрывает на короткой и даже средней дистанции, однако оправдаются ли ее ставки на длинной дистанции?
У кого мяч?
«У России и Ирана нет иных общих стратегических целей, кроме как сохранить режим Асада в Сирии», — говорит Сара Фейнберг, научный сотрудник Тель-Авивского Института исследований национальной безопасности. «В интересах России ограничить расширение шиитской оси. Именно поэтому Россия мнит себя судьей между Ираном, Турцией, Саудовской Аравией и Израилем. Однако нужно учитывать недоверие и подозрительность между Россией и Ираном, что ограничивает возможность России диктовать Ирану». Фейнберг полагает, что у России двойственное отношение к «Хезболле»: с одной стороны, они понимают беспокойство Израиля, вызванное усилением организации в Сирии, с другой стороны, они видят в шиитской организации силу, способную помочь сохранить Асада и воевать с ИГ, а также легитимную политическую составляющую в Ливане. Именно из-за этого русские нуждаются в США под руководством Дональда Трампа — для ограничения влияния Ирана на Ближнем Востоке. Пока что почти все игроки, среди которых и Россия, находятся в ожидании следующего хода Трампа.
Это, несомненно, конец эпохи, и карты розданы заново. Для одних стран это повод для беспокойства, для других это возможность. В такое время каждый ищет возможность повысить свой статус. Россия заняла роль главного инспектора региона. Россия — не СССР, и, возможно, она взяла на себя слишком много. Но теперь, после того как США оказались на вторых ролях в Сирии, Москва заинтересована возложить на них важную, но, разумеется, не главную миссию. Мяч у Трампа, а не только у Путина.