В последнее время действия России указывают на то, что российская угроза Украине — а также потенциально Кавказу, Белоруссии и Прибалтике — вышла на новый уровень. Это вполне может предвещать широкомасштабную военную операцию.
Во-первых, в 2016 году Москва создала 25 дивизий и 15 бригад, увеличив при этом численность вооруженных сил всего на 10 тысяч человек. Это, вероятно, означает, что Россия собирается вести большую войну в течение длительного срока и при этом рассчитывает использовать советскую модель — с армией, состоящей из «кадрированных частей», которые существовали только на бумаге, пока их личный состав не призывался в ходе массовой мобилизации. О том, что Россия, возможно, задумалась о такой мобилизации, говорят учения 2016 года — в частности, учения «Кавказ-2016», — к которым привлекались силы министерства внутренних дел, банки (для выплаты солдатам жалованья в полевых условиях), больницы (для разворачивания полевых госпиталей) и чиновники из местных гражданских администраций. Судя по всему, Россия думает о долгих конфликтах и возвращается к фантазиям о военных и мобилизационных операциях в советском духе.
Во-вторых, в 2016-2017 годах Москва — в рамках этих же процессов — создала 1-ю гвардейскую танковую армию, 40-ю армию и 8-ю армию и разместила их вдоль украинских границ. Штаб 8-й армии расположен в Ростове-на-Дону. Силы этой армии могут, если потребуется, нанести удар в направлении Кавказа или быть переправлены по морю или по воздуху на Ближний Восток. Более того, любая из этих армий может быстро быть переброшена в Белоруссию, чтобы подавить там беспорядки, если белорусское правительство не захочет или не сможет это сделать самостоятельно. Вдобавок, как отмечает Давид Баташвили, Россия сформировала четыре новых дивизии: 150-ю мотострелковую дивизию в Ростовской области, 10-ю танковую дивизию и 3-ю мотострелковую дивизию в Воронежской области и 144-ю мотострелковую дивизию под Смоленском. Они будут дислоцироваться, соответственно, в 50, 45 и 255 километрах от украинской границы. Кроме того штаб российской 20-й армии, ранее находившийся в восточной части Подмосковья, будет перемещен ближе к Украине, в Воронеж. Вдобавок три мотострелковые бригады, ранее базировавшиеся в глубине российской территории, недалеко от границы с Казахстаном и в Поволжье, перебрасываются на запад. Теперь они будут располагаться в Белгородской, Брянской и Воронежской областях менее, чем за 50 километров от украинской границы.
Помимо этого продолжаются киберудары. По оценке украинского правительства, в ноябре и декабре 2016 года Россия организовала 6500 кибератак, направленных против различных украинских ведомств, в том числе против министерства обороны, министерства финансов и казначейства. Хакеры также избрали своей мишенью энергосистему Киева, что привело к отключению электроэнергии в некоторых частях столицы. Стоит заметить, что первое такое отключение в результате кибератаки случилось годом раньше, в декабре 2015 года, когда российские хакеры вмешались в работу энергосистемы на Западной Украине.
С начала 2017 года постоянно возрастают количество и масштаб нарушений перемирия со стороны российских сил. Только с 12 по 20 марта состоялось 336 нападений, в ходе которых погибли девять украинских солдат и 35 были ранены. 23 марта при свете дня в Киеве был убит бывший депутат российской Думы Денис Вороненков, а в Харькове взорвался завод боеприпасов. Это указывает на возвращение к тактике организованных государством терактов на Украине.
Таким образом, действия России и перемещения ее вооруженных сил в сочетании с предстоящими в августе-сентябре учениями «Запад-2017» в Белоруссии дают основания опасаться новой военной операции либо на Украине, либо в Белоруссии, либо даже на Кавказе. Более того, у Путина сейчас осталось меньше пространства для маневра внутри страны, чем раньше. Экономические реформы и экономический рост в настоящее время маловероятны. Вдобавок, российской армии сейчас не хватает личного состава, а российский оборонный бюджет, судя по всему, достиг своих пределов. Возможно, Путин чувствует, что ему следует как можно раньше нанести удар, если он хочет создать предлог, оправдывающий широкомасштабную мобилизацию в преддверии выборов 2018 года, на которых он будет делать акцент на российском статусе сверхдержавы. Очень вероятно, что приближается период, когда Украина, Белоруссия или Кавказ будут находиться в максимальной опасности.
Стивен Бланк — старший научный сотрудник американского совета по внешней политике.