На протяжении уже нескольких недель Россия является главной темой в Соединенных Штатах. Впрочем, лишь во внутриполитическом аспекте — речь идет о влиянии Москвы на минувшие президентские выборы. Вопросы задаются следующие: знали ли Трамп и его команда о действиях российских хакеров, которые предположительно получили доступ к электронной переписке избирательного штаба Хиллари Клинтон и передали эту информацию сайту WikiLeaks? И существовали ли соответствующие договоренности между русскими и лагерем Трампа?
Доказательств этого пока нет, но свидетельств, указывающих на это, хватает. Этими вопросами занимается ФБР, а через несколько дней собственное расследование может начать и комитет Сената по делам спецслужб. На это уйдет несколько месяцев. Депутаты от Демократической партии делают все для того, чтобы подогревать интерес к этой теме и получают в этом поддержку со стороны критически настроенных по отношению к России республиканцев. Таким образом, тема России стала для Трампа этаким «минным полем», и с какой бы стороны он ни подошел к ней, он может при этом лишь проиграть.
На смену эйфории по поводу Трампа пришло разочарование
Но что это означает для Москвы? Былая надежда на очередное «новое начало» двусторонних отношений при Путине и Трампе растворилась. В Москве наступило разочарование в новом вашингтонском властителе. Эксперты по внешней политике изначально были настроены скептически относительно того, что непредсказуемый новый президент в Вашингтоне все будет делать лучше. Но в ходе предвыборной кампании за океаном Трамп идеально соответствовал ожиданиям русских, когда после его выступлений возникало ощущение, что Запад действительно совсем «проржавел», что со своей стороны пыталась внушать российская пропаганда.
Республиканский кандидат считался этаким «духовным братом» русских. Его победа стала для Кремля приятным сюрпризом. В Государственной Думе приветствовали его успех бурными овациями. СМИ на протяжении нескольких недель подробно рассказывали о новом главном человеке в Вашингтоне, имя которого упоминалось даже чаще, чем имя Путина. Однако теперь Кремль распорядился умерить восторги по поводу Трампа и занял выжидательную позицию.
Россия стремится обеспечить собственное влияние в Европе
Однако на какую, собственно говоря, сделку с Трампом рассчитывало российское руководство? Главным успехом был бы следующий сценарий: Трамп отменяет антироссийские санкции, введенные Обамой после аннексии Крыма и начала войны на востоке Украины. От этого серьезно пострадал бы ЕС, где целый ряд стран, в частности, Италия, давно уже надеются на отмену санкций; и помешать этому после соответствующего решения Вашингтона не удалось бы ни Германии, ни Франции, ни другим.
Кроме того, Москва надеялась, что новый американский президент ограничит внешнеполитическую активность своей страны. Это соответствовало бы российской концепции по усилению влияния в Европе.
Высказывания Трампа об «устаревшем» НАТО лишь усиливали эти ожидания. Относительно Сирии Москва рассчитывала на большую сговорчивость нового президента по сравнению с его предшественником Бараком Обамой. Еще до вступления Трампа в должность Москва, не считаясь с жертвами, завоевала Алеппо и улучшила свои позиции перед потенциальными переговорами.
Москва недовольна подходами Трампа
Из всех этих возможностей уже практически ничего не осталось. Так, Трамп неоднократно подчеркивал, что остается верен НАТО. В конце мая он примет участие в саммите альянса в Брюсселе. Тот факт, что Трамп требует от европейских членов НАТО дополнительные вливания в оборонную сферы, не может радовать Москву. Кроме того, Трамп уже неоднократно подавал сигналы, которые Кремль вполне мог расценить как опасные. Когда Путин в ходе своего первого телефонного разговора с Трампом предложил ему продление «нового договора по СНВ», Трамп сначала был об этом недостаточно информирован, а после некоторой паузы отверг это предложение, потому что этот договор, по его словам, был «одной из плохих сделок», совершенных правительством Обамы.
Согласно этому договору, истекающему в 2021 году, Россия и США должны вдвое сократить количество стартовых установок для ракет с ядерными боеголовками. Еще неприятнее для Путина были слова Трампа, что США собираются модернизировать свое ядерное оружие. Это значит также, что Трамп поддерживает идею американской ПРО в Европе. Это наиболее болезненный вопрос для русских, потому что тем самым нарушится стратегическое равновесие. Однако оно возможно лишь в случае, если ядерные сверхдержавы найдут возможности договориться. Требование Вашингтона вернуть Крым Украине также не могло понравиться Москве.
Россия не входит в число приоритетов для президента США
Ко всему этому можно добавить, что люди в администрации Трампа настроены менее приветливо по отношению к России, чем предполагалось ранее. Хотя госсекретарь Рекс Тиллерсон и вел в качестве президента концерна ExxonMobil дела в России, критиковал санкции и получил от Путина в 2013 году Орден дружбы, оказалось, что он не будет вести пророссийскую политику. Он знает, как обычно действуют русские и насколько им можно доверять. Переговоры с ними он будет вести жестко, что подтвердила его пятничная встреча со своими коллегами по НАТО в Брюсселе. По его словам, альянс должен обсудить свою реакцию на «российскую агрессию на Украине и в других регионах», а также свои дальнейшие действия в Восточной Европе.
Какую же, собственно говоря, сделку Путин мог бы предложить американскому президенту? Трампа могла бы заинтересовать «дружба» с Москвой против Пекина — в конце концов, именно Китай он считает главной угрозой для экономики США. Но Путину Пекин нужен в качестве противовеса Западу, даже если сотрудничество с восточным соседом не всегда отвечает пожеланиям Москвы. Так что такая сделка исключена. В экономической сфере Россия тоже едва ли может что-то предложить американцам: нефти и газа Америка и сама добывает в достаточном количестве, так что ей нет никакого смысла вкладываться в добычу энергоносителей в России. Резюмируя, можно констатировать, что Россия не является в настоящий момент реальным внешнеполитическим приоритетом для Трампа.
Путину придется ждать новых успехов
При этом Москва с 2014 года, не прилагая каких-то особых усилий, многого добилась, наказывая Обаму за опрометчивое высказывание о России как о «региональной державе». Небольшой и успешной войной в Крыму и на востоке Украины Путин испортил отношения с Западом, но зато вновь завоевал много поклонников у себя в стране. Через год он собирается вновь участвовать в президентских выборах. В Кремле рассчитывают на явку избирателей на уровне 70%, а также на столь же большое количество голосов в пользу Путина.
Впрочем, сильный мобилизующий эффект от аннексии Крыма между делом исчерпан. Зато постепенно растет число неудач в Сирии. На Украине ситуация не развивается ни в положительную, ни в отрицательную сторону. Как закончатся предстоящие выборы во Франции и Германии, предсказать невозможно. Экономическая ситуация россиян не радует. Сценарием по дальнейшему росту популярности Путина стало бы сближение с Америкой — как подтверждение большой значимости России в мире. Но об этом говорить уже не приходится.
Сейчас Путин чем-то напоминает игрока в казино, который с плохими картами на руках решился на блеф и сумел выиграть большое количество фишек. В эйфории он отправился в бар, чтобы отметить свой успех, но счет за выпивку оказался весьма велик. А когда он вернулся, окошко, где можно обменять фишки на деньги, оказалось закрыто. И теперь ему ничего не остается, кроме как сесть у этого окошка и ждать, пока оно вновь откроется.