Александр Лукашенко не зря слетал в Санкт-Петербург 3 апреля. По итогам его переговоров с Владимиром Путиным заявлено, что между Россией и Белоруссией на сегодняшний день не осталось спорных вопросов. Причем эта смелая констатация прозвучала, что важно, из уст российского президента.
Бывало, что белорусский руководитель после подобных встреч делал мажорные заявления, которые потом не вполне подтверждались российской стороной. На этот же раз сам Путин сообщил постфактум, что Москва и Минск в течение десяти дней урегулируют вопросы в нефтегазовой сфере.
А российский вице-премьер Аркадий Дворкович сказал, что уже в апреле может начаться восстановление поставок нефти в Белоруссию из расчета 24 миллиона тонн в год. То есть под завязку — именно такой объем нужен, чтобы НПЗ в Новополоцке и Мозыре работали с полной загрузкой и обеспечивали пополнение белорусской казны за счет экспорта нефтепродуктов.
В свою очередь, Лукашенко заявил, что Россия в текущем году рефинансирует долговые обязательства Белоруссии.
Льготы, а не равнодоходные цены
На первый взгляд может показаться, что это почти полный триумф белорусского руководства. Но дьявол прячется в деталях.
Например, восстановление поставок нефти, как следует из разъяснений Дворковича, «начнется уже более или менее синхронно с выплатой недоплаченной суммы в 726 миллионов долларов, более 720 миллионов, давайте так».
Речь идет о насчитанном российской стороной долге за газ. Таким образом, Москва твердо стоит на своей позиции «утром — деньги, вечером — стулья».
И Лукашенко, надо понимать, согласился выплатить эти большие по белорусским меркам деньги, хотя раньше Минск этот долг, по сути, отрицал. Слова о рефинансировании, насколько можно понять, означают, что Москва одолжит денег, чтобы Минск, в частности, рассчитался по газовому долгу. Но это не подарок, а именно новые кредиты, которые тоже придется отдавать с процентами.
Короче говоря, фокус с односторонним установлением справедливой с точки зрения белорусского правительства цены на газ не удался. Придется выплатить все до копейки по московскому счету.
Пряник же от Москвы заключается в том, что Газпром даст скидки с понижающим коэффициентом к формуле расчета цены газа в 2018 и 2019 годах. Газовые отношения после этого периода, как пояснил Дворкович, будут зависеть от дальнейших переговоров.
Иначе говоря, сама формула расчета цены газа пока остается прежней. Речь идет именно о скидках, а не равнодоходных ценах, на которых настаивал Минск (или хотя бы о гарантированном движении к равнодоходным ценам).
При этом газ для Белоруссии де-факто подешевеет лишь со следующего года, а льготный режим будет действовать только два года, дальше вилами по воде писано. То есть Москва по-прежнему будет держать Белоруссию на газовом крючке. Станет ее руководство не так себя вести — льготы и перспективы сближения цен тю-тю.
Сработало родство авторитарных душ?
Заметим, что контуры подобного компромисса (правда, на несколько более выгодных для Минска условиях) были очерчены на уровне правительств еще в прошлом году. В частности, параметры проекта договоренностей «слил» в октябре московский «Коммерсант».
Почему же сейчас Путин подобрел к Лукашенко? Некоторые конспирологи уже нашли объяснение типа того, что Кремль решил наградить белорусского руководителя за репрессии, призванные погасить волну уличных протестов февраля — марта (апофеозом этой полицейщины стал разгон Дня Воли 25 марта в Минске).
Так совпало, что параллельно и Кремль обрушил репрессии на протестовавших против коррупции в Москве и других городах. Вот и почувствовал, мол, Путин с особой остротой родство авторитарных душ.
Думается, однако, что это чересчур романтическая трактовка. Более вероятно, что в Кремле холодным умом просчитали: сейчас, когда отношения Лукашенко с Западом снова оказались под ударом, самый подходящий момент усилить зависимость белорусского режима от России. Похлопать по плечу, дать толику пряников — и пусть снова летит «батька», как он сам выражается, на одном крыле. А то ведь разболтался после Крыма, стал играть в свои игры на международной арене.
Потребность в белорусском плацдарме может усилиться
Есть и еще ряд факторов, которые могли сработать в этой ситуации. Надежды Кремля на «договорняк» с новым американским президентом практически растаяли. Весьма вероятно, что отношения с США, НАТО лишь обострятся. В этом случае обострится и нужда Москвы в белорусском стратегическом плацдарме.
К тому же приближаются учения «Запад-2017», призванные вновь продемонстрировать «братство по оружию». По традиции на этих учениях встречаются и два президента. А как встречаться, если не разрулить длящийся уже второй год многоплановый (нефть, газ, продовольствие, граница, информационная сфера и пр.) конфликт?
Также стоит учесть, что Лукашенко затормозил свою подпись под Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, даже бойкотировал в этой связи декабрьский саммит организации в том же Питере. Между тем ЕАЭС — стратегически важный проект Путина. Так что не грех слегка подмазать процесс.
Наконец, у российского лидера не за горами очередная президентская кампания, и для нее лучше спокойный, позитивный тон отношений с ближайшим союзником (пусть он и хитроват, и своенравен).
Упорствовать в спорах Лукашенко будет все труднее
Стоит особо подчеркнуть, что мы пока ничего не знаем о закулисной части достигнутых в Санкт-Петербурге договоренностей. Ранее российская сторона, в частности, хотела перенаправить на свои порты транзит белорусских нефтепродуктов, заполучить Минский завод колесных тягачей и другие привлекательные активы, разместить на белорусской территории авиабазу (а возможно и другие военные базы).
Не исключено, что нынешнее пакетное соглашение, которое уже на мази, включает в себя чувствительные для белорусского суверенитета уступки Минска по этим или другим вопросам.
Не стоит также забывать, что на утрясание деталей нефтегазового компромисса отведено еще десять дней. Так что возможны и сюрпризы, и новые недоразумения.
Но даже если исходить из того, что в итоге компромисс будет оформлен, не приходится ожидать идиллии в двусторонних отношениях. Мы уже видим, что крайне важный для Минска вопрос выравнивания цен на энергоносители пока подвешивается. Его решение будет зависеть от поведения белорусского руководства. Иначе говоря, у Москвы останется сильный рычаг понуждения Лукашенко к лояльности.
Между тем лояльность в понимании Москвы, как мы убедились, далеко не всегда и не во всем гармонирует с национальными интересами Белоруссии, которой чужды великодержавные амбиции и крайне необходима нормализация отношений с Западом.
А это означает, что остается почва для новых конфликтов между партнерами. При этом экономическая зависимость белорусского режима от России, скорее всего, будет лишь усиливаться. И уж наверняка вырастет бремя долгов. Так что упорствовать в спорах Лукашенко будет все труднее.