Вице-адмирал Томас Мур (Thomas Moore), возглавляющий NAVSEA (Управление вооружения и кораблестроения ВМС США), заявил, что на этой неделе новейший американский авианосец «Джеральд Форд» (Gerald R. Ford) выйдет, наконец-то, в открытое море и начнет проходить первые настоящие морские испытания. Погода помешала авианосцу выйти в море ранее в начале апреля, как было изначально запланировано. Во время испытаний в море авианосец не будет работать с палубной авиацией — это предстоит сделать позже. Пока же проверят основные функциональные характеристики.
Официально в строй «Джеральд Форд» должен встать в течение этого года, скорее всего летом, а пока после испытаний на этой неделе он пройдет еще одни испытания уже с комиссией флота, которая может, если все пройдет хорошо, принять авианосец в апреле-мае. Изначально на флот он должен был быть поставлен еще в сентябре 2015 года. Авианосец в итоге на бумаге обошелся США в 12,9 миллиарда долларов и стал первым новым проектом авианосцев США за 40 лет. Ожидается, что «Джеральд Форд» останется в строю вплоть до 2070-х.
Сегодня представители флота США довольны прогрессом строительства еще двух авианосцев этой серии. Авианосец «Джон Ф. Кеннеди» (John F. Kennedy) готов на 27%, а в июне ожидается выполнение 50% работ. Он обойдется в 11,4 миллиарда долларов и на его строительство будет потрачено на 18% меньше рабочих часов, чем на «Джеральд Форд». В 2025 году «Джон Ф. Кеннеди» должен в теории заменить авианосец «Нимиц» (Nimitz). Что касается авианосца «Энтерпрайз» (Enterprise), то «предварительные работы начались» и контракт на постройку должен быть заключен в 2018 году.
Воодушевленное прогрессом с авианосцами и планами Трампа по развитию ВМС, военно-морское руководство США вновь обратилось к программе создания семейства надводных кораблей нового поколения Future Surface Combatant. К 2020 году ожидается формирование запроса на проектные предложения, а «оценка альтернатив» начнется уже этим летом. При этом речь, скорее всего, по словам того же вице-адмирала Томаса Мура, пойдет о том, чтобы создавать корабль будущего «с чистого листа», а не модернизировать и далее эсминцы DDG-51 Arleigh Burke.
Корабль нового поколения Future Surface Combatant должен в теории быть готовым к (радио)электронной войне, иметь на вооружении боевые лазеры и рельсотроны, обладать открытой архитектурой, на базе которой можно менять или надстраивать различные технологические новшества (вооружения, датчики, системы связи и т.п.) по принципу plug-and-play.
Корабли будущего видятся как стандартные и недорогие платформы, не привязанные жестко к своей нагрузке, на которые можно быстро устанавливать дорогие модули. По сути стоит задача создать новую дешевую надводную платформу, которую можно развивать и применять десятилетиями в обозримом будущем (в ближайшие 40-60 лет) в зависимости от конъюнктуры военных угроз и вызовов.
Томас Мур специально подчеркивает, что на этот раз, как бы не хотелось ускорить работы по созданию Future Surface Combatant, будут учтены все уроки и трудности с текущими проектами (тот же авианосец «Джеральд Форд», эсминец «Зумвалт» (Zumwalt) и боевые корабли прибрежной зоны (Littoral Combat Ships)), особенно что касается их цены.
Кстати, стала известна и степень готовности еще двух эсминцев серии DDG 1000. «Майкл Монсур» (Michael Monsoor, DDG 1001) готов на 92% и «Линдон Б. Джонсон» (Lyndon B. Johnson, DDG 1002) был готов на 59% на 10-е марта этого года. Как сообщили представители флота США, в 2019 году эсминец «Зумвалт» (DDG 1000) произведет первые учебно-боевые стрельбы.
Напомним, что 15 октября 2016 года наконец-то официально встал в строй корабль ВМС США «Зумвалт» (DDG 1000). Командующий Тихоокеанскими вооруженными силами США адмирал Гарри Харрис тогда сказал во время торжеств, что если бы у Бэтмена был корабль, то это был бы «Зумвалт». Эту фразу в ВМС США повторяют и сегодня при каждом удобном случае. Строительство эсминца обошлось минимум в 4,4 миллиарда долларов, а программа разработки и создания трех кораблей (изначально ВМС хотели аж 32 эсминца данного класса) оценивается в 22,5 миллиардов долларов.
При этом проблемы с эсминцем не кончаются. Незадолго до ввода в строй была обнаружена проблема: в смазочную систему одного из гребных валов попадала морская вода, а в ноябре сломалась и главная энергетическая установка корабля во время прохождения по Панамскому каналу, так что «Зумвалт» был отбуксирован на бывшую военно-морскую базу США.
2 апреля свои первые морские испытания успешно завершила атомная подводная лодка SSN-787 «Вашингтон» класса «Вирджиния». Лодка совершила погружения, протестировала ход на высоких скоростях под водой и на поверхности.
В августе-сентябре этого года ВМС США получат свои первые воздушные беспилотники MQ-4C Triton и начнут их операционные испытания. Первые предварительные испытания уже прошли в марте этого года. В 2018 году две машины будут поставлены на дежурство на базе США на острове Гуам в Тихом океане. К 2021 году беспилотники должны заменить оставшиеся в строю самолеты радиоэлектронной разведки EP-3E. Могут ли MQ-4C Triton взять на себя и некоторые функции более современного противолодочного самолета P-8A Poseidon, представители ВМС США отказались комментировать.
А 3 апреля стало известно, что надводные беспилотники Wave Glider от компании Liquid Robotics, которую в прошлом году купил Boeing, встали в строй в ВМС США и выполняют задачи по обнаружению подводных лодок. Эффективность своего применения для данного рода активности эти беспилотники доказали во время учений ВМС Великобритании у берегов Шотландии в 2016-м же году.
Wave Glider сегодня способны автономно пересекать Тихий океан и находиться в морском патрулировании свыше четырех месяцев. Для обнаружения подводных лодок они могут как использовать свой гидросонар, так и считывать и передавать информацию с установленных ранее подводных сонаров. В базовой комплектации беспилотник стоит 300 тысяч долларов. Всего компания продала свыше 400 беспилотников своим клиентам как для гражданских, так и военных целей. Сколько противолодочных беспилотников приобрели ВМС США и где они применяются — не раскрывается.