Избирательная кампания Эммануэля Макрона, кандидата, находящегося в наиболее благоприятных условиях для того, чтобы одержать победу на следующих президентских выборах во Франции, на 30% финансируется Саудовской Аравией? Неправда. Но именно такая информация была опубликована в конце февраля на фейковом новостном сайте (LeSoir.info), дизайн которого в точности повторяет облик легендарного LeSoir.be с тем, чтобы ввести читателей в заблуждение и придать достоверности сфабрикованным материалам. Это не единственный случай дезинформации в отношении Макрона. На протяжении последних двух недель в социальных сетях циркулировала фотография предполагаемого заявления о поддержке, написанного на арабском языке, в котором лидеры «Аль-Каиды» (террористической организации, запрещенной в России — прим.ред.) объявляли о том, что предпочитают Макрона в качестве будущего президента. Четыре дня назад в одной статье на французском антилиберальном сайте сообщалось о намерении Эммануэля Макрона ввести Шариат в одном французском регионе, узаконить полигамию и недостойное обращение с женщинами. Разумеется, речь идет о подделке.
Пресечение этих и других поддельных новостей осуществляется совместными усилиями французских СМИ, участвующих в проекте под названием CrossCheck. Цель состоит в том, чтобы сделать обнаружение фактологических ошибок инструментом очистки дискуссии от ложных сведений, потенциально способных повлиять на общественное мнение. Мероприятие оказалось успешным — после разоблачения слухи тут же исчезали. Но помимо своей эффективности, этот проект имеет еще одно достоинство: собирая каталог сфабрикованных сообщений, он подчеркивает их общие черты.
Во-первых, в ходе президентской кампании во Франции эти фальшивые материалы в основном оказываются на руку Марин Ле Пен. Либо потому, что непосредственным объектом наветов является Макрон: вопрос о финансировании его кампании позволяет, между прочим, отвлечь внимание от финансовых отношений Ле Пен с Россией. Либо потому, что подкрепляют ее лозунги об идентичности и преследовании мусульманского населения, используя фальшивые сведения о фаворитизме и привилегиях, оказываемых этой категории населения. Во-вторых, эти «фейковые новости» подпитываются эмоциональным накалом дебатов. И в данный момент эмоции подталкивают тему интеграции мусульманского населения в Европе на первую линию — то, что опять-таки благоприятствует Ле Пен. В-третьих, эти материалы не только осуществляют преднамеренную попытку ввести в заблуждение читателя (копируя внешний вид достоверных источников), но и, по всей видимости, исходят из виртуальных источников, зарегистрированных за рубежом. То есть, налицо признаки того, что другие государства желают воспользоваться этой техникой, чтобы косвенно влиять на политические дебаты, преследуя собственные интересы — и в этом смысле не секрет, что Россия разделяет политическую программу Марин Ле Пен и вовсю поддерживает ее обещания покинуть ЕС, а потому должна быть заинтересована в продвижении ее кандидатуры.
Вы скажете, что нет никаких доказательств причастности России к ложным сообщениям, которые появляются в ходе французской президентской кампании. Да, но, как отметила Энн Аппельбаум, совпадения говорят сами за себя. У Путина и Ле Пен — общие враги и общие цели (ЕС и ослабление его позиций), Кремль финансирует кампанию лидера Национального фронта, и все вышеописанное совпадает с российскими методами работы, целью которых было влияние на избирательную кампанию США (с выгодой для Дональда Трампа). Европа плывет без четко заданного курса. Между тем ее враги очень хорошо знают, куда направить свой корабль.