Международный валютный фонд объявил в этом месяце, что он утвердил четвертый транш из пакета финансирования Украины на общую сумму 17,5 миллиарда долларов. Это решение будет иметь положительные последствия для народа Украины на многие годы вперед. Оно указывает на успех действующей в настоящее время программы сотрудничества между Украиной и МВФ.
В экономике Украины отмечается спад, из-за которого ВВП страны в первом квартале 2015 года сократился на 17,6% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Российская аннексия Крыма и эскалация военного конфликта в Донбассе лишь усугубили наши проблемы.
Наша финансовая система также пострадала от старых олигархических порядков, когда крошечное меньшинство сверхбогатых людей наживалось за счет всех прочих слоев сообщества. Обращение к международному сообществу и получение финансирования от МВФ было исключительно важным шагом в деле реализации структурных реформ. Это поможет придать мощный импульс экономическому подъему Украины.
Одним из условий финансирования МВФ было проведение фундаментальной реформы банковской системы на Украине. Эти реформы зачастую непопулярны, но исключительно важны для сохранения и поддержки стабильных и прозрачных банков в нашей стране.
Перед нами стояла очень сложная задача. Чтобы навести порядок в украинской банковской системе, надо было выявить и закрыть многочисленные банки-зомби. Эти учреждения не соблюдали международные банковские нормы, и по сути дела являлись частными банками олигархов. Многие были замешаны в преступной деятельности. Некоторые просто являлись инструментами финансирования акционерных компаний. Другие крали сбережения клиентов.
Национальный банк Украины инициировал проведение строгих стресс-тестов, раскрыл скрытую систему кредитования связанных сторон и провел оценку качества активов ведущих банков по всей стране. Злоупотребления и порочная практика в некоторых случаях просто потрясали воображение. Поддельные корреспондентские счета, открытие счетов по фиктивным паспортам, колоссальные несоответствия в балансовых отчетах, липовое финансовое обеспечение, отмывание денег — мы увидели все это. У многих банков была непрозрачная структура собственности, что усугубляло ситуацию.
Те банки, которые не участвовали в отмывании денег и в мошеннических схемах, получили максимум возможностей для реформирования. Мы дали им три года на улучшение показателей достаточности капитала. Там же, где были замечены нарушения и злоупотребления, которые не были исправлены, мы предприняли решительные действия.
В декабре Национальный банк Украины и Министерство финансов провели национализацию «Приватбанка», который был самым крупным частным банком на Украине. Это был исключительно важный банк, где хранилось примерно 34% всех вкладов украинского населения и осуществлялось 60% всех розничных операций. Но банк не прошел серию стресс-тестов, а его собственники не смогли провести рекапитализацию. В итоге мы были вынуждены вмешаться, чтобы защитить вкладчиков и выполнить условия для дальнейшего финансирования со стороны МВФ. Наши следователи выяснили, что «Приватбанк» неплатежеспособен, и поэтому мы взяли его под государственное управление.
Дальнейшие проверки показали, что недостаток капитала по учетам «Приватбанка» составляет 5,6 миллиарда долларов. 97% кредитов «Приватбанка» юридическим лицам (ошеломляющая цифра!) уходили на счета компаний, связанных с двумя его главными акционерами. При этом использовались сложные мошеннические схемы. Теперь, когда «Приватбанк» находится в руках государства, вклады 20 миллионов украинцев, включая пенсионеров, студентов и малообеспеченные семьи, надежно защищены.
Кроме того, НБУ закрыл 88 из 180 действовавших в стране банков. Эпоха банков-зомби на Украине подошла к концу.
Чтобы обеспечить сохранение финансовой стабильности, мы ввели более строгие нормы и правила для банков. Это относится к коэффициенту достаточности капитала, к законам, ограничивающим кредитование связанных сторон и неработающих компаний, а также к переоценке финансового обеспечения и сокрытию других недостатков.
Чтобы претворить в жизнь передовую практику и завоевать долговременное доверие наших зарубежных кредиторов, таких как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и МВФ, надо не просто оказывать внутреннее давление, а соответствовать международным стандартам.
В перспективе НБУ должен наращивать свой потенциал, чтобы работать на уровне своих европейских партнеров. Это, а также дальнейшая реализация реформ помогут нам заручиться столь необходимой международной поддержкой.
Нужны также новые законодательные меры для того, чтобы привести нормы банковского регулирования и надзора в соответствие с европейскими и мировыми стандартами. Также необходимо провести серьезные реформы в небанковских финансовых институтах.
Короче говоря, это только начало долгого пути. Но наши банковские реформы сегодня являются прочной основой для развития и инвестиций, что поможет нам начать экономический подъем и построить лучшее будущее для Украины и ее народа.
Валерия Гонтарева — глава Национального банка Украины.