62-й конкурс песни «Евровидение», который состоится в столице Украины, Киеве, фактически превратился в шахматную игру между Россией и Украиной, занявшей в прошлом году первое место.
В центре дискуссий вокруг конкурса оказался запрет на въезд на территорию Украины, введенный Службой безопасности Украины (СБУ) в отношении Юлии Самойловой, которая должна была представлять Россию.
Конкурс песни, который Европейский вещательный союз (ЕВС) проводит с 1956 года, вышел за рамки мероприятия, направленного на повышение коммуникации между странами-участницами, и стал сопровождаться ожесточенными спорами.
С 2013 года Турция приняла решение не участвовать в «Евровидении», объяснив это несправедливой системой подсчета голосов, а также тем, что некоторые страны-члены напрямую выходят в финал по политическим мотивам. На повестке дня также возникали предположения о возможном подкупе голосов жюри.
Борьба, начавшаяся после того, как сторонники евроинтеграции на Украине три года назад свергли пророссийское правительство, выйдя на Площадь Независимости, а затем Россия незаконно аннексировала Крым, в прошлом году перенеслась на арену «Евровидения».
Победа Украины вызвала беспокойство России
В ответ на это организаторы «Евровидения», придя к выводу, что песня не имеет политического подтекста, не увидели какой-либо преграды для участия крымской татарки Джамалы в конкурсе с песней под названием «1944».
На 61-м конкурсе «Евровидение», состоявшемся в шведской столице Стокгольме, песня Джамалы принесла Украине первое место. Победа Украины на «Евровидении» с песней о крымских татарах обеспокоила Россию.
То, что в этом году конкурс «Евровидение» состоится в Киеве 9-13 мая, вызвало вопрос, будет ли Россия участвовать в конкурсе. Россия же, выразив намерение участвовать, сделала ход, который приоткрыл двери для новых дискуссий вокруг «Евровидения».
Было объявлено, что Россию представит Юлия Самойлова с песней «Flame is burning». Самойлова еще в раннем детстве получила первую группу инвалидности после неудачно сделанной прививки от полиомиелита и передвигается с помощью инвалидного кресла. Предполагалось, что это может быть преимуществом Самойловой на конкурсе.
Выступление Самойловой на гала-концерте фестиваля «Мир спорта и добра» в 2015 году в городе Керчь на территории аннексированного Россией Крыма толкнуло Украину к решению о возможном отстранении ее от конкурса в последующие годы.
В силу того, что Крым оккупирован, пребывание Самойловой на полуострове в то время без разрешения Украины было преступлением по украинским законам. Украинская разведка запретила российской певице Самойловой въезд в страну.
Решение России отправить Самойлову на «Евровидение» было расценено как стратегический и хорошо продуманный шаг.
С одной стороны, вероятность того, что российская певица в инвалидной коляске обеспечит на конкурсе успех, с другой — Россия, оказавшись в положении жертвы на фоне решения о запрете, может получить поддержку международного сообщества. Эта ситуация, которую украинская сторона посчитала «провокацией», снова вызвала противостояние между Россией и Украиной, а также осложнила задачу организаторов «Евровидения». ЕВС был вынужден занять позицию на стороне России.
Россия реагирует, Украина настаивает
Россия в ответ на решение Украины собралась поднять данный вопрос на международной арене. Председатель Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина заявила, что вопрос о запрете будет вынесен на рассмотрение ООН и международных организаций.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков озвучил реакцию Москвы на высшем уровне: «Решение Украины, безусловно, девальвирует конкурс и наносит удар по престижу "Евровидения"»,.
Реакция организаторов «Евровидения» в ответ на эту ситуацию не заставила себя долго ждать. Генеральный директор ЕВС Ингрид Делтенре (Ingrid Deltenre) отправила премьер-министру Украины Виктору Гройсману письмо с требованием отменить запрет в отношении российской певицы. В послании отмечалось: «Нынешняя ситуация вызывает негодование некоторых членов ЕВС. От многих из них мы получили сообщения, которые подвергают критике данное решение и рассматривают возможность отказа от конкурса». А в заявлении для швейцарского сайта «Blick» Делтенре предупредила, что Украину могут временно отстранить от этого конкурса, если в течение ближайших нескольких недель не будет принято соответствующее решение.
Ждут окончательного решения Киева
Несмотря на реакцию русских и предупреждение ЕВС, Украина, хозяйка конкурса этого года, пока продолжает стоять на своем.
Министр иностранных дел Украины Павло Климкин подчеркнул, что уступки в отношении запрета на въезд в страну для Самойловой, которая нарушила украинское законодательство, не стоят на повестке дня. «Никакие уступки, формальные или неформальные, не обсуждаются. Мы говорим о выполнении закона. Если закон нарушен, то мы не можем говорить о каких-либо шагах», — сказал Климкин, ясно дав понять, что от этого решения невозможно отказаться.
Вице-премьер Украины Вячеслав Кириленко отметил: «Требовать от Украины беспрецедентных решений в угоду России в нарушение собственного законодательства и норм международного права является беспрецедентным и неприемлемым».
Премьер-министр Гройсман еще не ответил на письмо ЕВС. Общественность с интересом ждет окончательного решения Украины.
Россия своим ходом в шахматной игре с Украиной на сегодняшний день загнала в угол и Украину, и Запад, использовав его собственный инструмент, как конкурс песни «Евровидение». А кто в этой игре поставит «мат» — покажет время.