США выпустили крылатые ракеты по авиабазе в Сирии ночью в четверг в качестве ответной меры на химическую атаку против гражданского населения на этой неделе, которую, по словам США и других, произвел лидер Сирии Башар Асад. Это стало первым прямым нападением США на правительство Сирии и самым радикальным военным приказом Дональда Трампа с того момента, как он стал президентом.
Познакомьтесь со стенограммой заявления Трампа, которое он сделал вскоре после атаки, а также с заявлениями других официальных лиц США.
Заявление Дональда Трампа можно прочитать здесь.
Заявление государственного секретаря США Рекса Тиллерсона (Rex Tillerson):
Также важно осознать, и думаю, все это понимают, насколько хаотическое положение дел сейчас на территории Сирии, где ведется борьба в попытках победить ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России — прим. пер.), где присутствуют группы «Аль-Каиды» (террористичекская организация, запрещена в России — прим. пер.), и где идет гражданская война. Очевидно, что одной из жизненно важных угроз, которые мы сейчас видим в Сирии, является наличие там оружия такого типа, и важно не допустить, чтобы оно попало в руки тех, кто сможет привезти его к нашим берегам и использовать против американских граждан.
Таким образом, есть ряд аргументов, который, по нашему мнению, сегодня ночью говорил в пользу этой меры. Мы полагаем, что атака сама по себе пропорциональна, так как она была направлена на объект, откуда произвели последнюю атаку с помощью химического оружия.
Мы тщательно скоординировали действия с нашими международными партнерами по всему миру. И я скажу вам, что подавляющее большинство наших союзников, как в регионе, так и на Ближнем Востоке, выразили поддержку той мере, которую мы предприняли…
Рассматривались и другие варианты. Они были отклонены по ряду причин. С моей точки зрения, президент принял точное, правильное решение.
Заявление советника по безопасности США Г.Р. Макмастера (H.R. McMaster):
В ходе обсуждения с президентом и его администрацией нам было важно взвесить риск, связанный с любой военной мерой, и мы его взвесили, учитывая и риск от бездействия, о котором уже хорошо сказал секретарь Тиллерсон, риск того, что эти бесчеловечные, вопиющие, жестокие химические атаки на невинных граждан продолжатся.
Президенту немедленно сообщили об известиях про химическую атаку. Он был весьма заинтересован в том, чтобы хорошо разобраться в обстоятельствах атаки и в том, кто за нее в ответе.
Уровень его заинтересованности только рос с каждым часом и днем, прошедшими с момента атаки, и по мере появления новых свидетельств, особенно связанных, к несчастью, с пострадавшими и с подтверждением типа использованного нервно-паралитического вещества.
Мы созвали Совет национальной безопасности… чтобы обсудить варианты действий.
Мы обсудили с президентом три альтернативы, и президент попросил нас сконцентрироваться и проработать две из них, также у него был к нам ряд вопросов, на которые мы постарались ответить.
Нам удалось ответить на эти вопросы и вернуться к нему с ответами на сегодняшний брифинг по принятию решений, где присутствовало практически все руководство Совета национальной безопасности во Флориде и по видеосвязи в Вашингтоне.
После длительной встречи и обширной дискуссии президент решил действовать, вот какова последовательность событий в общих чертах.
Итого, два достаточно масштабных официальных собрания, но на самом деле целый ряд дискуссий с момента атак.
Заявление Пентагона:
По указанию президента вооруженные силы США произвели атаку крылатыми ракетами против сирийских воздушных сил сегодня примерно в 8:40 по летнему североамериканскому восточному времени (4:40 утра, 7 апреля в Сирии). Удар был направлен на аэродром Шайрат в губернаторстве Хомс, ответственный за атаку с использованием химического оружия, произведенную сирийским правительством 4 апреля в Хан-Шейхуне, во время которой были убиты и ранены сотни невинных сирийцев, включая женщин и детей.
Атака стала пропорциональным ответом на отвратительные действия Асада. Аэродром Шайрат использовался для хранения химического оружия и воздушных сил Сирии. Экспертное сообщество США пришло к выводу, что с аэродрома Шайрат была произведена химическая атака 4 апреля. Удар был нанесен, чтобы удержать режим от использования химического оружия впредь.
Российские силы были заранее уведомлены об ударе и определенной линии безопасного передвижения. Военные планировщики США приняли меры предосторожности, чтобы минимизировать риск для российского или сирийского персонала, находящегося на аэродроме.
Сейчас мы оцениваем результаты удара. Поверхностные признаки указывают на то, что удар серьезно повредил или разрушил сирийские самолеты, вспомогательную инфраструктуру и оборудование аэродрома Шайрат, снизив способность сирийского правительства использовать химического оружие. Мы не потерпим использование химического оружия против невинных людей.