Руководитель Александровского института Маркку Кивинен (Markku Kivinen) считает, что за нанесением авиаударов США по Сирии стоят как внутриполитические, так и внешнеполитические причины.
Седьмого апреля мир проснулся в новой реальности. США нанесли воздушный удар по войскам правительства Башара аль-Асада (Bashar al-Assad). Это первое прямое военное вмешательство Америки в ход внутрисирийского конфликта. Флот США уничтожил 59 крылатыми ракетами «Томагавк» сирийскую авиабазу Шайрат.
США долгое время открыто выступали против Асада и требовали его смещения. Ситуация усложняется тем, что Россия уже давно поддерживает администрацию Асада. США заявили, что они предупреждали Россию о ракетном ударе, но не спрашивали у Москвы разрешения.
Администрация президента США Дональда Трампа (Donald Trump) называет удары ответом на химическую атаку в Сирии 4 апреля. По информации США, войска Асада использовали химическое оружие против граждан Сирии. Сирия и Россия опровергли это заявление.
Руководитель Александровского института при Хельсинкском университете профессор Маркку Кивинен (Markku Kivinen) считает, что на совершение воздушного удара США повлияли как внутриполитические, так и внешнеполитические причины.
«Причина — ситуация в целом. Слабые шаги Трампа в начале президентского срока и связи с Россией потребовали действий иного порядка. На происходящее оказывают влияние и действия другой стороны», — говорит Кивинен, ссылаясь на газовую атаку в начале недели.
Похоже на действия Путина
По словам Маркку Кивинена, на отдельные действия США повлияли внутриполитические факторы. Однако в целом сирийская ситуация и ракетные удары США связаны и с традиционным разделом сфер интересов между сверхдержавами.
Кивинен говорит, что для сверхдержав Сирия — удобная «детская площадка», поскольку риск собственных потерь здесь довольно низок. На самом деле речь идет о серьезных вещах. Страны конкурируют между собой за счет местного населения.
«Число собственных жертв небольшое, жертв среди местного населения много. Свои войска не посылают в большом количестве. Это похоже на действия Владимира Путина в Сирии».
Россия стала участником войны в Сирии осенью 2015 года. Страна обосновала свои шаги помощью легитимному президенту страны по его официальной просьбе. Кивинен говорит, что деятельность США, как и деятельность России, началась с использования воздушных сил и крылатых ракет.
«Не неся собственных потерь, можно влиять на расстановку сил в регионе издалека. Борьбу за власть осложняет то, что ситуация в Сирии — столь запутанная. Там присутствуют различные силы, и никто из них не может однозначно сказать, где плохие, а где — хорошие».
Уже во время своей предвыборной кампании Трамп постоянно говорил о том, что США стоит сосредоточиться на уничтожении ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России — прим. пер.). Решение запутанной ситуации в Сирии никак не вписывается в стратегию Трампа «Америка — прежде всего».
Кивинен задается вопросом о том, может ли смена курса Трампа по отношению к Сирии быть связанной с увольнением советника Трампа по вопросам национальной безопасности Майкла Флинна (Michael Flynn) из-за странных связей с Россией. Главный стратег Трампа Стивен Бэннон (Stephen Bannon) покинул Совет национальной безопасности в начале апреля.
«Была ли у них пророссийская линия, которая сейчас меняется? Тяжело сказать. Также предстоит еще выяснить, насколько хорошо Трамп понимает ситуацию. Сколько еще он сможет принимать решения импульсивно?»
России очень хорошо подходила старая линия Трампа. Как Трамп, так и Путин много говорили о том, что страны вместе борются с терроризмом. Избрание Трампа, по словам Кивинена, заставило Россию поверить в то, что она сможет решить ситуацию в Сирии, воспользовавшись помощью Турции и Ирана.
Россия считает ИГИЛ, а также все повстанческие войска Сирии террористами. Она объявила, что ведет в Сирии «борьбу с терроризмом», но, согласно организациям, борющимся за права человека, и наблюдательным органам, воздушные удары России пришлись не по ИГИЛ, а в первую очередь по повстанческим войскам.
Резкая критика со стороны России
Россия резко осудила ракетные удары США. Президент Владимир Путин считает, что в данном случае речь идет об агрессии против суверенного государства и нарушении норм международного права.
По словам Путина, этот шаг Трампа нанес значительный урон российско-американским отношениям и может сорвать планы совместной борьбы с терроризмом.
В России избрание Трампа на пост президента считали большой победой. Осуждаемая Западом Россия обрадовалась, что еще во время предвыборной кампании Трамп заявил о возможности изменения политики в отношении России.
«Затем в США начали разбираться, оказала ли Россия влияние на результаты выборов. Россияне потирали руки. Россия радовалась тому, что она стала признанной на политической арене масштабной военной силой и участвует во внутриполитических делах США», — говорит Кивинен.
По его мнению, то, что Трамп так резко сейчас критикует Россию, означает, что «медовый месяц» в отношениях между странами остался позади.
«Теперь будем ждать, как будут развиваться отношения между Россией и США. Если ситуацию захотят улучшить, это потребует большого умения и понимания ситуации обеими сторонами. Сейчас этого достичь тяжелее, чем раньше».