Свейн Мельбю считает, что Дональд Трамп поступил совершенно правильно, подвергнув атаке авиабазу Шайрат в Сирии сегодня ночью. «Мир не может мириться своей пассивностью с использованием химического оружия, к тому же против собственного населения».
Старший научный сотрудник Свейн Мельбю (Svein Melby) считает, что речь идет о состоятельности США. Кроме того, он думает, что президент Дональд Трамп получил важный козырь на переговорах с Россией о Сирии.
На следующей неделе госсекретарь США Рекс Тиллерсон отправится в Россию. Если Путин отменит визит, это будет означать, что дело серьезное.
«Необходимо с этим покончить»
Норвежские политики также поддерживали бомбардировку авиабазы.
«Существуют как соображения безопасности, так и гуманитарные соображения, которые говорят о том, что необходимо положить конец тому, чтобы диктатор или другой правитель мог применять химическое оружие против собственного населения. Химическое оружие вообще не должно использоваться. Особенно ужасно, когда химическое оружие используется против собственного гражданского населения в условиях гражданской войны», — считает Свейн Мельбю, старший научный сотрудник Центра трансатлантических исследований при Институте оборонных исследований в беседе с ABC Nyheter.
«Если мировое сообщество — а на самом деле средства воздействия есть только у США — не установит границы, то создастся ситуация, когда в мире согласятся с тем, что применение такого оружия возможно. И это будет иметь последствия, выходящие далеко за пределы Сирии», — добавляет Мельбю.
Назад пути нет
В ночь на пятницу США выпустили по авиабазе 59 ракет «Томагавк». Целью обстрела было уничтожение самолетов, использовавшихся для химической атаки на город Хан Шейхун в начале недели.
Около 100 мирных сирийцев стали жертвами использования газа. Чудовищные фотографии жертв — среди них очень много детей, умиравших мучительной смертью, — шокировали весь мир.
«Асад использовал смертельный нервнопаралитический газ для уничтожения мужчин, женщин и детей. Даже младенцы стали жертвой этой варварской атаки. Вечером я дал приказ о целенаправленной военной атаке против авиабазы в Сирии. Именно с этой базы осуществлялось нападение», — заявил ночью Дональд Трамп.
Для США совершенно очевидно, что за всем этим стоит сирийское правительство и президент Башар Асад.
Свейн Мельбю считает, что у президента США не оставалось выбора после того, как он заявил в среду, что Сирия перешла красную черту, применив химическое оружие против гражданского населения.
«После того, что Трамп заявил в среду, пути назад не было. Речь идет о состоятельности и международном престиже американского президента и США. Потому что доверие к Трампу невелико», — говорит Мельбю.
Политика Обамы была разрушительной для США
«Когда американский президент — самый могущественный в мире политик — делает официальные заявления, это имеет огромное значение. И если он не выполняет то, от чего предостерегал, это будет иметь огромные последствия для того, как мир будет его воспринимать», — говорит Мельбю.
Он ссылается на то, что Барак Обама провел ту же линию в 2012 году, но не подкрепил свои слова делами.
«Его политические цели не были подкреплены силой. И это имело разрушительные последствия для имиджа США и Обамы, как на Ближнем Востоке, так и особенно в большой политике», — полагает Свейн Мельбю.
Но Россия отреагировала резко. Президент Владимир Путин считает, что атака была осуществлена «в нарушение международных законов, под выдуманным предлогом», по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, который добавил, что все это было нападением на суверенное государство. Он также отверг утверждения о том, что сирийская армия использовала химическое оружие.
Ярость России — игра на публику?
Свейн Мельбю считает, что вовсе необязательно, что подобная реакция со стороны России действительно так много значит, он полагает, что лучше посмотреть, с какими официальными инициативами выступит Россия. Мельбю ссылается на предстоящий на будущей неделе визит Рекса Тиллерсона в Россию.
«Посмотрим, насколько Путин будет гневаться. То, что со стороны России делается множество негодующих заявлений, — это одно. Совсем другое будет, если они отменят предстоящий визит Тиллерсона в Россию. Если он по-прежнему в программе, я бы воспринял все так, что русские занимаются игрой на публику. Но что они на самом деле заинтересованы в серьезном диалоге с американцами по этой проблеме.
Сегодня ночью Трамп заявил, что «атака на Сирию была необходима для нашей национальной безопасности». Речь транслировалась из резиденции Мар-а-Лаго во Флориде, где он проводит встречу на высшем уровне с президентом Китая Си Цзиньпином.
Но Конгресс информирован не был, информировали только Си и генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. Трамп добавил, что ему хотелось бы, чтобы союзники США сейчас также приняли бы участие в решении сирийской проблемы.
Косовский прецедент для атак НАТО
«Цивилизованные нации» должны вместе с США принять участие в том, что должно положить конец массовым убийствам и кровопролитию в Сирии», — заявил Трамп в своей речи.
— Следует ли НАТО расценивать это как приглашение?
— Вполне возможно. Цитата указывает на то, что за ночной атакой стоит более долговременный план или стратегия. Это может указывать на то, что он думал подключиться, чтобы покончить с войной. Тогда США понадобятся союзники как в регионе, так и во всем мире.
Для этого США нужно решение, на которое они могли бы опереться.
Мельбю совершенно уверен в том, что от Совета Безопасности ООН получить его не удастся, если и Россия, и Китай воспользуются своим правом вето. Таким образом, НАТО — единственная альтернатива для применения международной санкции — так было, когда альянс принял решение накануне интервенции в Косово в 1999 году, тогда в этом принимала участие и Норвегия. НАТО принимала участие и в действиях в Ливии.
— Существует ли риск конфликта между НАТО и США с одной стороны и Россией и Сирией с другой?
— Я не думаю, что из-за Сирии начнется прямая военная конфронтация между США и Россией, — говорит старший научный сотрудник Свейн Мельбю.
Все указывает на долгосрочную операцию
Он думает, что Трамп вместо этого использует это для того, чтобы обеспечить себе более выгодное положение на переговорах.
«Это может быть элементом дипломатической операции, чтобы начать процесс переговоров для окончания войны. Мы будем лучше представлять себе ситуацию, судя по тому, как Тиллерсона примут в России на следующей неделе, если его примут. Цитата из Трампа говорит о чем-то более долговременном и большем, нежели эта единственная атака, — говорит Свейн Мельбю и подчеркивает следующее. — Основной вопрос, который я себе задаю, сводится к следующему: является ли это только демонстрацией, чтобы положить конец использованию химического оружия, или же это новое направление в американской политике? Думаю, что на следующей неделе мы получим более четкие сигналы в этой связи. Несмотря ни на что, это меняет представления об американской внешней политике — и те, что сложились во время избирательной кампании, и те, что складывались о политике, проводимой до сегодняшнего дня».