Стамбул, снова Стамбул, Санкт-Петербург, Стокгольм. Свидетельств — уже четыре, и вместе они представляют собой нечто большее, чем просто доказательство. Все последние теракты ИГИЛ (организация признана террористической и запрещена в России — прим. ред.) объединяет узбекское происхождение их исполнителей. Все нападения были совершены узбеками или рожденными в Киргизии этническими узбеками при поддержке центральноазиатской или кавказской сети. Это та же схема, что и в работе самого страшного боевого подразделения во всем халифате — узбекского батальона.
Эти два явления связаны друг с другом. Джихадисты, вымуштрованные и ожесточенные на сирийских и иракских фронтах, формируют хребет ячеек, совершающих нападения на Европу. Они становятся все слабее, доверяют исполнение преступлений менее «квалифицированному» персоналу, утрачивают тесные связи с «центром» в Ракке и Ираке, но они все еще существуют. Узбеки действуют главным образом в восточной части континента, находящейся ближе к России. В западной части работают выходцы из Северной Африки. Прототипом «узбекских» нападений является теракт в стамбульском аэропорте Ататюрка 28 июня 2016 года. Тремя смертниками были узбеки, житель Киргизии — этнический узбек (оба с российскими паспортами) и дагестанец.
Ему удается, однако, выйти сухим из воды и избежать экстрадиции в Россию. Он обосновывается в Дуиси, родном городе Тархана Батирашвили, или Омара аль-Шишани, самого жестокого и умелого командира ИГИЛ. Он присоединяется к нему в Сирии в 2015 году и приступает к организации «внешних операций». В Ракке он организует «центральноазиатские» ячейки, которые должны наносить удары по Европе, в то время как Абдельхамид Абаауд берет на себя «северноафриканские».
Турция становится мишенью их атак только в конце 2015 года. Узбекская ячейка наносит свой удар в Анкаре по демонстрации курдов, в результате теракта погибли более 100 человек. Далее в январе и июне 2016 года в Стамбуле (здесь было около 50 жертв). Под Новый год происходит нападение на ночной клуб Reina. Его исполнителем является Абдулкадир Машарипов, родившийся в Узбекистане еще во времена существования СССР.
Он также побывал в Афганистане, прошел обучение в «Аль-Каиде» (организация признана террористической и запрещена в России — прим. ред.), потом — в Сирии. Он родом из Ферганской долины, самой бедной части Узбекистана. Ферганская долина представляет собой впадину, пересекающую также Киргизию и Таджикистан.
В Оше, в Ферганской долине, родился также молодой террорист Акбаржон Джалилов, совершивший нападение в прошлый понедельник, 3 апреля, в метрополитене Санкт-Петербурга. По данным российских следователей, он контактировал с «сирийскими боевиками» и вернулся из поездки в Турцию, а также, возможно, в Сирию.
В Ферганской долине еще во времена существования СССР пустила корни современная разновидность исламистского суфизма, связанного с консервативным историческим течением Джалала ад-Дина Руми. Город Конья, находящийся в сердце Анатолии, стал центром распространения этой разновидности ислама до самой Центральной Азии. Именно в Конье нашел свое убежище убийца из клуба Reina, Машарипов, перед тем как переселиться в Стамбул и осуществить свой теракт.
Если «узбекская» линия связывает последние теракты в Восточной Европе, то «американская» руководит использованием кровопролития в пропагандистских целях. За это отвечает Ахмад Абусамра, родившийся во Франции в 1981 году, имеющий при этом американское гражданство и диплом университета Массачусетса.
Абусамра реорганизовал пропаганду в соцсетях, отдавая предпочтение мессенджеру Telegram, используемому также для того, чтобы давать указания «солдатам халифата». Его полученное на Западе высшее образование позволило джихадистским СМИ осуществить качественный скачок, в том числе, это касается бывшего ежемесячного издания Dabiq, получившего новое название Rumiyah и распространяемого на десяти языках мира. Последний номер издания посвящен нападениям в Европе и использованию транспортных средств для организации терактов.