Неделю назад запретили въезд на Украину российской юмористке Елене Воробей. Ранее запрет коснулся участницы конкурса «Евровидение-2017» от России Юлии Самойловой. Как Служба безопасности Украины отслеживает артистов-нарушителей, выступающих в Крыму в нарушение украинского законодательства? Сколько зарабатывают российские артисты на аннексированном полуострове? Каким для них будет убыток от потери украинского зрителя? Ждут ли на Украине российских артистов? Об этом говорим с театральным продюсером Евгением Половченей и советником главы СБУ Ярославом Антоняком.
Российскую юмористку Елену Воробей не пустили на гастроли в Киев 2 апреля из-за того, что в 2015 она незаконно посещала аннексированный Крым. Согласно законодательству Украины, иностранные граждане могут пересекать админграницу с полуостровом только со стороны материковой Украины. Как прокомментировала Воробей, такие законы напоминают ей «позорную Берлинскую стену и палестинско-израильские отношения».
22 марта СБУ запретила участнице «Евровидения» от России Юлии Самойловой въезд на Украину на три года из-за ее выступления в Крыму. Президент Украины Петр Порошенко заявил, что участие Самойловой в конкурсе было провокацией с российской стороны, на которую Украина не пошла.
В начале 2017 СБУ сделала исключение для одной из фигуранток «черного списка» — певицы Наташи Королевой. Ей разрешили приехать в Киев на похороны бабушки. За последние два года СБУ запретила въезд на Украину более 140 российским артистам, среди них — Олег Газманов, Валерия, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон. В СБУ заявили, что перечень лиц, которым запрещен въезд на Украину для профессиональной деятельности, ведомством не ведется.
«Крым. Реалии»: С нами на связи театральный продюсер Евгений Половченя. Евгений, как СБУ отслеживает концертную деятельность того или иного исполнителя? Сталкивались ли вы с запретами на въезд для артистов?
Евгений Половченя: Безусловно, сталкивались. За последние две недели было три запрета для актеров: Елене Воробей, Анфисе Чеховой и Владимиру Стержакову. Им поставили запрет на въезд (на Украину — прим. ред.) на три года в паспорт. Отслеживает ситуацию с актерами не СБУ, во въезде им отказывает Госпогранслужба Украины. Когда они видят публичное лицо, приглашают дать объяснение в кабинет дежурного офицера, записывают на камеру. Задают вопрос: «Были ли вы в Крыму?». Актеры говорят, что не были. Но, непонятно на каком основании, им ставят отказ и депортируют. Происходит это потому, что активисты в Киеве и Одессе пишут письма, вплоть до угроз, с предупреждениями, что будут делать все для срыва концерта. Так было с Кристиной Орбакайте — ей не запрещен въезд на Украину, но концерты рекомендовали перенести. Это связано с приближением «Евровидения». Да, она была в Крыму, прилетела самолетом «Москва-Симферополь». Это нарушает закон Украины. Но все это политические моменты.
— Насколько я знаю, была ситуация, когда сорвали организуемый вами концерт в Одессе. Тогда артист, не бывший в Крыму, получил запрет на въезд на Украину.
— Да, такая ситуация была с актером Владимиром Стержаковым. Вообще бывает такое: крымский организатор назначает гастроли по нескольким городам, афиша попадает в интернет. Концерт отменяется по разным причинам, но афиша же остается в Сети. Человек не въезжал в Крым, но пограничники, не проверяя, на основании афиши в поисковике утверждают, что артист был в Крыму, и ставят запрет на въезд на три года. При этом Стержаков пять или семь раз за последнее время пересекал границу Украины за последний год, и вопросов к нему не было. А 2 апреля появились, и другой офицер, на другом погранпункте, принял такое решение. И вот этот момент ответственности за принятие таких решений неясен. Когда назначали концерт Орбакайте, организаторы сделали официальный запрос в СБУ. СБУ претензий к Орбакайте не имела и заключила, что она может проводить концерты. Да и сейчас концерты не отменены, а перенесены, так что претензий не возникло.
— Получается, что вопрос запрета въезда на Украину определяет не СБУ, а пограничная служба, единой базы данных у пограничников нет, и человеку может повезти, а может не повезти. Кроме того, украинские пограничники определяют, выступал артист в Крыму или нет, на основании не оперативных данных от спецслужб, а на основании «Гугла».
— Да, это так. Теперь мы даже наладили систему: подаем в погранслужбу запрос с паспортными данными актеров, которых ждем на гастроли. Получаем положительный ответ о том, что претензий нет. Но гуглят же они в последний момент, когда актер уже прибывает в пункт пропуска. И это такие кошки-мышки. Нагуглят или нет, окажется информация в интернете правдой или неправдой. Если у человека в паспорте нет штампа аэропорта «Симферополь», доказательная база в дальнейшем почти отсутствует.
— Сколько зарабатывает российский артист на украинском рынке? Каковы потери от отмены выступлений в аннексированном Крыму?
— Шоу-бизнес в Крыму сегодня в упадке. Больше трех городов охватить невозможно. На Украине все зависит от уровня актера, от покупательной способности граждан. Так что тут четыре города: Днепропетровск, Харьков, Одесса, Киев. Актеры второго эшелона, билеты на концерты которых стоят 600-800 гривен, могут собрать зал в шести-семи городах. Если это хороший продукт, артиста можно привезти два раза в год. Я не могу говорить о гонорарах. Если это, условно, Кристина Орбакайте — это больше 10 тысяч долларов, но точнее не скажу.
— То есть в случае запрета на въезд упущенная прибыль условной Кристины Орбакайте — около 80 тысяч долларов в год, если мы берем минимальный гонорар и концерты в четырех украинских городах-миллионниках дважды в год?
— Да, все правильно.
— Насколько, по вашему опыту, затребованы сейчас российские артисты в украинских городах?
— У нас в основном отключены российские каналы, но есть Интернет, есть сериалы. И люди готовы идти на популярных актеров. Наши рынки всегда были переплетены: украинские артисты, эстрада тоже очень популярны в России. Они ездят туда, оттуда едут к нам. Популярность актеров первого эшелона вроде Татьяны Васильевой не падает — но артисты такого класса собирают полные залы во многих странах.
— С нами на связи советник главы СБУ Ярослав Антоняк. Ярослав, какова механика отслеживания того, был или не был российский артист в Крыму? Кто в итоге принимает решение о недопуске? Есть ли координационный центр, или это всегда остается на усмотрение конкретного пограничника в конкретном пункте пропуска?
Ярослав Антоняк: Единого центра нет, и решение принимают как СБУ, так и Госпогранслужба. Запрет въезда по причине нарушения правил пересечения админграницы с Крымом накладывает Госпогранслужба. Наше ведомство принимает решение, когда идет речь о лицах, ведущих общественно опасную деятельность, когда их въезд нежелателен из соображений безопасности. Но поймите, нет никаких мифических списков российских актеров, которым запрещено въезжать на Украину. Решение принимается отдельно в каждом случае, исключительно в случае наличия информации о нарушении законодательства или угрозе национальной безопасности.