Представитель Высшего комитета по переговорам сирийской оппозиции (ВКП) Фарах аль-Атаси обвинил президента США Дональда Трампа в неосведомленности по сирийскому вопросу. В таком же ключе высказался советник ВКП Яхъя аль-Ариди уже относительно спецпосланника ООН по Сирии Стеффана де Мистуры, который считает необходимым принять позицию США, согласно которой приоритетом в Сирии является борьба с ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.), а не судьба сирийского президента Башара Асада.
Заявления США и европейских государств, больше не требующих ухода Асада, о том, что приоритетом для них является борьба с терроризмом, вызвала споры и возмущение в кругах сирийской оппозиции, поскольку для нее это означает потерю преимущества на переговорах. Однако эти заявления не стали неожиданностью для Дамаска, который был уверен в подобном сдвиге в американской политике не только в связи с приходом к власти в США Трампа — необходимость трансформации американской политики была обусловлена многими факторами. Министр по делам национального примирения Сирии Али Хайдар считает, что администрация США обязана вносить подобные изменения в свою политику по отношению к Сирии, несмотря на то, что они в первую очередь связаны с российско-американскими отношениями.
В последнее время Россия и США достигли некоторых договоренностей по ситуации на севере Сирии и отношениям с Ираном.
Возможно, серьезные изменения в российско-американских отношениях нельзя рассматривать как залог оптимизма относительно углубления двустороннего сотрудничества, ведь России и США следует прийти к комплексному соглашению по всем нерешенным вопросам. Однако в краткосрочной перспективе даже этого будет недостаточно.
Что касается Ирана, то не перестают звучать идеи о развитии российско-американских отношений за счет сворачивания отношений между Россией и Ираном. При этом необходимо учесть следующие моменты:
1. Дональд Трамп не разорвал ядерное соглашение с Ираном, несмотря на то, что неоднократно призывал к такому шагу в ходе своей избирательной кампании. Тем не менее он никогда не переставал обвинять иранское руководство, и во всем, что связано с Исламской Республикой Иран, администрация Трампа придерживается подхода «ястребов». Была заявлена цель остановить экспансию Ирана, ослабить его влияние в Ираке, Сирии, Ливане, Йемене и Бахрейне. Можно сказать, что во многом политика Трампа проводится под давлением со стороны государств Персидского залива во главе с Саудовской Аравией, которая надеется на следование США данному курсу и в дальнейшем. Однако действительно ли вытеснение Ирана станет предметом российско-американских договоренностей?
Конечно, рост присутствия Ирана в регионе не в интересах Соединенных Штатов. Вряд ли российско-американские отношения примут форму стратегического альянса, но их характеризует продвинутый уровень координации в рамках взаимных интересов.
2. США сделали ставку на то, чтобы помешать растущему сотрудничеству между Москвой и Тегераном. Как заявил Путин на российско-иранском саммите, «Иран является хорошим соседом и надежным партнером».
Необходимо отметить некоторые важные вехи в истории отношений между двумя странами:
• После исчезновения идеологического барьера между двумя странами в связи с падением коммунистического режима в 1991 году, уже через год с подписанием соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии началось российско-иранское сотрудничество в области ядерной энергетики.
• По словам иранского представителя парламентской группы дружбы России и Ирана Рамазана Али Собхани, в январе значительно увеличился объем торговли между двумя странами по сравнению с предыдущими десятилетиями — на 80%.
• Сотрудничество в области ядерной энергетики является ключевым в отношениях Тегерана и Москвы, особенно после отказа США содействовать развитию иранской ядерной программы в связи с исламской революцией и падением режима шаха. Было подписано несколько контрактов (две станции в Бушере) в дополнение к контрактам в сфере гражданской авиации и железнодорожного сообщения.
• Стороны сотрудничают в области вооружений и, несмотря на расширение своего военного арсенала за счет сотрудничества с такими странами, как Китай, системы ПВО в Иране — российского производства, равно как и зенитно-ракетные комплексы, среди которых следует упомянуть системы «С-300».
Тем не менее вышеперечисленные успехи в рамках российско-иранского сотрудничества находятся под угрозой, как в связи с американскими заявлениями о судьбе президента Башара Асада, так и в связи с попытками США вытеснить Иран из региона. Битва за Ракку, в которой каждый игрок желает сыграть свою роль, важна не столько с точки зрения борьбы с терроризмом, сколько в контексте политических устремлений сторон, поскольку победитель сможет влиять на ход событий в регионе.