В 2008 году сотрудничество между Турцией и Сирией в политической и экономической сферах привлекало внимание не только Ирана, Саудовской Аравии и Египта, но и США, Израиля и Запада.
Тогда мы переживали весну в отношениях с Сирией, хотя в 1990-е годы все наши связи с этой страной, приютившей у себя главаря Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллу Оджалана (Abdullah Öcalan), остановились.
В 2010 году, когда арабские революции докатились до Сирии, турецко-сирийские отношения получили серьезную рану.
В начале войны в Сирии Турция уговаривала Асада разделить власть с суннитами, быстро провести реформы, но политическое, военное влияние Ирана и России на дамасский режим взяло верх над аргументами Турции.
В войне в Сирии были сильные явные и неявные игроки.
Иран и Россия, которые не предотвратили гибель 400 тысяч человек от рук Асада, столкнулись с ненавистью и критикой со стороны исламского мира.
Все озвучиваемые решения о «Сирии без Асада» и санкциях в связи с убийством 1,4 тысячи мирных жителей с применением химического оружия в Восточной Гуте 21 августа 2013 года не проходили в СБ ООН.
Всю свою энергию Обама растратил не столько на позицию по поводу ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) и режима в Сирии, сколько на политическую, военную организацию и укрепление курдов Партии «Демократический союз» (PYD) / Отрядов народной самообороны (YPG).
С принятием конституции законодательным органом, в котором PYD имела перевес, в январе 2014 года была провозглашена Демократическая автономная администрация. Провозглашение кантонов было подарком для США во главе с Обамой.
Россия и Иран несерьезно отнеслись к тому, что 80% населения Сирии составляют сунниты.
Они не рассчитали тот мотивирующий эффект, который окажет на сирийское сопротивление эмоциональное, духовное физическое родство сирийского народа с Палестиной.
В 2015 году, когда дамасский режим забил тревогу, Россия, мобилизовав всю свою военную мощь, взяла вожжи в свои руки в Сирии.
Россия, согласившаяся в 2014 году с тем, что сирийская территория начинает распадаться на нусайритские (изначальное название алавитской общины, к которой принадлежит Башар Асад — прим. ред.), курдские и суннитские кантоны, сочла возможным договориться с PYD / YPG.
В Сирии США и Россия начали соперничать друг с другом за укрепление отношений с PYD / YPG.
Иран и Россия проиграли первый раунд войны в Сирии. Реальность курдских кантонов, которая была Ирану совсем не по душе, готовилась с помощью США в Сирии.
За время войны в Сирии Израиль не менее пяти раз нарушал сирийскую границу, но ни Иран, ни Россия, ни даже режим почти не придавали этому значения.
Обращает на себя внимание молчание и спокойствие Израиля на протяжении семи лет войны.
Не нужно упускать из виду, что за это время между Россией и Израилем состоялось не менее 11 переговоров.
Также не стоит забывать, что с 2012 года в Сирии Израиль доверяет России чуть ли не больше, чем США, и они поддерживают тесные дипломатические контакты.
Приоритетная цель политики США в Египте, Ливии и Сирии — безопасность Израиля. А безопасность Израиля — это прежде всего курдские государства в северном Ираке и северной Сирии. Израиль хорошо знает силу России, а Россия — силу Израиля. В Сирии между США и Россией может возникнуть не война, а скорее напряженность, которая будет регулироваться израильским фактором. Удар США по Сирии на прошлой неделе положил начало новому процессу и напряжению в регионе.
Иракский шиитский лидер Муктада ас-Садр отметил: «Асад должен сложить полномочия, народу нужно дать возможность самому определять свое будущее, все должны вывести своих военных из Сирии». Эти слова были очень важны.
США заранее уведомили Россию об ударе по Сирии. До того как была совершена эта атака, сирийский режим эвакуировал людей с авиабазы. В результате многих волнует вопрос: «США сделали это с целью сформировать восприятие?»
Единственная причина удара США по Сирии — безопасность Израиля. На протяжении шести лет США занимали пассивную позицию в Сирии. В условиях этого вакуума и возникли доверительные отношения России и Израиля. Для России удар США по Сирии подразумевает, что процесс перехода «без Асада» неизбежен.
Главными действующими лицами контролируемого или неконтролируемого нового процесса на Ближнем Востоке выступают США, Израиль и Россия. Эту ситуацию следует воспринимать как признак того, как будет протекать реконструкция будущего Сирии и Ирака.
Будущее наших национальных интересов в Сирии мы фактически выстраиваем между Россией, США и Израилем. Еще вчера мы критиковали США из-за курдов, а сегодня поддерживаем удар США и даже считаем его недостаточным. При том, что мы ссоримся с США на севере Сирии, мы можем совпадать во взглядах на западе.
С Россией в Сирии мы проводим чрезвычайно чувствительную политику «на острие ножа». В то время как США подают сигнал, что при Трампе они намерены начать активную политику в Сирии, Россия же теперь вынуждена принять окончательное решение по Асаду.
Какой шаг США сделают дальше, неизвестно. Большая политическая игра в Сирии продолжается. Ходы России в Сирии развиваются в зависимости от позиции США. Единственное преимущество России в Сирии — отношения с Израилем, основанные на доверии. А Турция в Сирии должна помнить о наследии истории и действовать, исходя из своих национальных интересов.