Президент Франции сделал 12 апреля ряд громких заявлений, призвав воспользоваться ослаблением позиций Владимира Путина, чтобы положить конец войне в Сирии. Франсуа Олланд уверен, что после удара Трампа по авиабазе в Сирии открылось уникальное «окно возможностей» для прекращения сирийского конфликта и смены власти в стране.
В предыдущий раз такое «окно» открывалось в августе 2013 года, говорит Олланд в появившемся сегодня интервью в газете Le Monde.
Напомним, в августе 2013 между Олландом и Обамой была достигнута предварительная договоренность о нанесении совместного удара США и Франции по позициям Асада в Сирии. Удар должен был стать ответом на переход Асадом «красной линии»: 21 августа в Гуте (пригороде Дамаска) применили химическое оружие. К удару уже все было готово, и 31 августа Олланд только ждал подтверждающего звонка Обамы.
Но в последний момент президент США решил «получить согласие Конгресса». В итоге колебания Обамы позволили российскому президенту Владимиру Путину взять инициативу в свои руки.
С тех пор Олланд постоянно заявлял о том, что тогда американский президент совершил серьезную ошибку. «Обама не смог увидеть, что речь шла не только о Сирии и о позволении Башару Асаду перейти «красную черту». Для Владимира Путина это также было сигналом о том, что Соединенные Штаты скорее предпочтут путь компромисса, чем применение силы», — заявил французский президент сегодня в интервью Le Monde. И добавил: «Я вижу связь между тем, что произошло /тогда/ в Сирии и между тем, что произошло /затем/ в Украине».
Но сейчас, после того как 7 апреля 2017 года ракетный удар США по сирийской авиабазе прошел при молчаливом согласии Кремля, позиции Путина ослабли, уверен французский президент.
«В течение многих месяцев Путин думал, что у него полностью развязаны руки, — говорит Олланд. — У него было соглашение с Турцией и альянс с Ираном, а режим Асада отвоевывал новые позиции на поле боя. Он был Deus ex machina („Богом из машины") во всей этой ситуации, но теперь он таковым не является».
Мало того, что Москва не стала останавливать американские ракеты, бомбившие позиции Асада, так еще и турецкий президент Эрдоган не занял в этой ситуации сторону Путина. К тому же в Иране — разгар предвыборной кампании, напоминает Олланд: «Так что сейчас открылось «окно возможностей», которое необходимо использовать». Момент кажется французскому президенту благоприятным для того, чтобы переломить ситуацию в Сирии, усадив «всех участников конфликта за стол переговоров».
Олланд считает, что сейчас переговоры, наконец, могут быть продуктивными. И Франция должна сыграть одну из главных ролей в завершении этого «бесконечного конфликта». Сегодня, после произошедшей 4 апреля химической атаки в сирийском городе Хан-Шейхуне, французская позиция, которая все эти 6 лет оставалась неизменной — «Асад должен уйти» — наконец, имеет шанс быть услышанной, надеется Олланд.
Ну, а если Асад вдруг решит еще раз использовать химическое оружие, «я с трудом вижу, что господин Трамп сможет остаться инертным», — говорит Олланд.
Французский президент также рассказал, что американцы предупредили Париж об ударе по сирийской авиабазе «за несколько часов» до него. За это время Франция не могла технически подготовиться к тому, чтобы действовать совместно с американцами, но в дальнейшем Трамп должен брать в расчет своих союзников, подчеркнул Олланд: «Дональд Трамп должен понять, что предпочтительнее использовать многосторонний подход».
Что касается первого «окна возможностей», то есть августа 2013 года, то Олланд почти уверен, что если бы США и Франция тогда нанесли удары по позициям Асада, реакция Путина была бы такой же, как и в апреле 2017 года в ответ на ракетный удар Трампа.