Йорма Оллила (Jorma Ollila) считает, что госсекретарь США Рекс Тиллерсон (Rex Tillerson) гарантирует устойчивость внешней политики США.
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон — противоположность президенту Дональду Трампу (Donald Trump), считает бывший председатель правления нефтяной компании Shell Йорма Оллила.
«Когда я узнал, что он сможет стать новым госсекретарем США, я произнес: „Вау". Очевидно, что его назначением стремились сделать внешнюю политику США последовательной», — говорит Оллила.
Ракетные удары США по Сирии осложнили отношения с Россией. Поэтому у визита госсекретаря США в Россию было исключительно важное значение.
Но каким человеком является Рекс Тиллерсон? Йорма Оллила — единственный финн, который встречался с ним не раз и знает его лично.
«Он — очень хороший советчик, с ним легко сойтись, он разбирается в том, что происходит в мире, и следит за этим».
Тем не менее, назначение Тиллерсона на пост госсекретаря — исключительный случай. Он — техасский инженер, который ранее не занимал важные посты в политике.
Тиллерсон десять лет был исполнительным директором и председателем правления нефтяной компании Exxon Mobil. Большая часть его карьеры прошла в Exxon Mobil.
Каждый исполнительный директор крупной международной энергетической компании обязан разбираться в международной дипломатии. При решении вопросов использования природных ресурсов речь часто заходит и о политических решениях.
В сфере энергетики Exxon Mobil известна как более осмотрительная и консервативная компания по сравнению с другими конкурентами. Оллила говорит, что отличительная черта Тиллерсона — бесцветность. И он говорит об этом в положительном смысле.
«Тиллерсон — полная противоположность президенту Трампу. На переговорах он всегда говорит о прагматичном и рациональном подходе, при помощи которого можно решить проблему. От Тиллерсона бесполезно ожидать неожиданных решений или радикального подхода».
Exxon Mobil — один из главных конкурентов Shell.
Руководители компаний регулярно встречаются, чтобы обсуждать вопросы энергетики и мировой политики. У конкурентов в сфере энергетики часто есть общие проекты, которые рассматривают на таких встречах.
По мнению Оллилы, опыт Exxon Mobil оказал сильное влияние на Тиллерсона. Компания не стремится к моментальной победе за короткое время, а последовательно следует своим планам.
«Тиллерсон придерживается стратегического подхода и долгосрочности. Он не является сторонником рисков, который совершал бы неожиданные и быстрые движения — он последовательно идет по плану».
Приверженность планам и договоренностям — типичная черта как для Тиллерсона, так и для Exxon Mobil.
На российском рынке энергетики Exxon Mobil немного отстает от конкурентов.
Особое внимание в американских газетах уделяется связи госсекретаря Тиллерсона с политическим руководством России, в первую очередь — связям с Владимиром Путиным.
Разговоры о связях Тиллерсона с Россией только подкрепили утверждения о вмешательстве России в президентские выборы в США.
«Его позиции и взгляды на Россию совсем не отличаются от того, что другие работающие в России руководители думают о ней. Не верю, что у него есть какие-то иллюзии в отношении методов, которых придерживается Россия. Это как раз та прагматичность, которая свойственна Тиллерсону».
По мнению Оллилы, очевидно, что Тиллерсон хорошо знает политическое руководство России. Своеобразная дипломатическая постановка была предпринята в начале этой недели, когда было заявлено, что Путин отменяет встречу с Тиллерсоном. В конце концов, встреча все же состоялась 12 апреля.
«Если изучить договоры Exxon Mobil за последние десять лет, можно сделать вывод: подобные договоренности нельзя заключить, если лично не знаешь президента Путина».
Один из крупнейших проектов компании — добыча нефти в Карском море. Правда, продвижению проекта мешают наложенные санкции.
Внешняя политика сильно отличается от руководства крупной компанией, но опыт диалога с Россией вряд ли будет во вред на переговорах сверхдержав.
Оллила говорит, что последнее время внимательно следит за развитием политики США, которая сейчас окрашена опрометчивыми заявлениями и действиями президента Трампа.
Оллила считает, что важную позицию во внешней политике США также занимает министр обороны США Джэймс Мэттис (James Mattis).
«У меня такое чувство, что Тиллесон и Мэттис еще окажут личное влияние на внешнеполитическую линию, которая пока только формируется. Стиль обоих министров и манера общения заметно отличается от манеры президента Трампа», — говорит Оллила.