Еще несколько дней назад американцы и мир имели основания полагать, что политика администрации Трампа в отношении России будет включать в себя сотрудничество и гармонию. Многие также считали, что новая администрация будет пытаться избавиться от желчности и дисфункции, которые были характерны для отношений между Кремлем и администрацией Обамы. Во время своей предвыборной кампании г-н Трамп лебезил перед российским самоуверенным лидером Владимиром Путиным, он хвалил его за «отличную работу» и называл его «более сильным лидером», чем Барак Обама. Что касается политики, то г-н Трамп казался почти апологетом агрессивного поведения г-на Путина в Сирии, его аннексии Крыма, а также его откровенных попыток подорвать позиции НАТО. Данные американского разведывательного сообщества о вмешательстве России в выборы на стороне г-на Трампа, казалось, свидетельствовали о дружеских связях, если не о чем-то еще более зловещем.
После трех месяцев нахождения г-на Трампа на посту президента российско-американские отношения остаются, как и прежде, напряженными; они стали жертвой жестокого поведения г-на Путина, а также изменения взглядов г-на Трампа и его импульсивного подхода к политике, что стало выводить из себя русских, у которых раньше были все основания полагать, что они будет иметь приятеля в Белом доме.
Поскольку оба этих человека могут в конечном итоге оказаться проигравшими, существует очень большая вероятность того, что г-н Трамп — неофит в области внешней политики, проваливший свой президентский дебют — столкнется с трудностями, пытаясь справиться с далекими от морали методами г-на Путина, бывшего агента КГБ. Подход г-на Путина к международным обязательствам, который включает в себя увеличение попыток вмешательства во внутренние дела стран от Европы до Ливии и дальше, является, в целом, последовательным, тогда как г-н Трамп весьма далек от этого. Это также поколебало доверие союзников, которые находятся в зависимости от осмотрительного и устойчивого лидерства Америки.
Поездка госсекретаря Рекса Тиллерсона в Москву в среду стала еще одним свидетельством того, до какого низкого уровня опустились российско-американские отношения после того, как г-н Трамп, отказавшись от существовавшего прежде нежелания вмешиваться в гражданскую войну в Сирии, выпустил 59 крылатых ракет по сирийской авиабазе, а сделано это было после того, как президент Башар аль-Асад использовал химическое оружие против мирного населения. Русские активно поддерживают г-на Асада, несмотря на его зверства.
После удара сотрудники администрации неуклонно усиливают свою критику в адрес России, которая всеми способами отрицала проведение химической атаки и обвинила в использовании химического оружия выступающих против Асада повстанцев, и тем самым она предоставила возможность г-ну Трампу, мастеру по разного рода уловкам, попробовать на вкус его собственное лекарство. Во вторник Белый дом обвинил Россию в укрывательстве. В среду г-н Трамп вступил в спор и сказал, что Россия, вероятнее всего, знала о планах г-на Асада о проведении газовой атаки против своего собственного народа. Он также пообещал, что давление на г-на Путина будет усиливаться, от него будут требовать отказаться от поддержки г-на Асада — «человека по-настоящему злобного» — и помочь прекратить гражданскую войну в Сирии.
Некоторые критики г-на Трампа задаются вопросом о том, не отдал ли он приказ о нанесении ракетного удара для того, чтобы отвлечь внимание от обвинений в том, что он и его союзники сотрудничали с Кремлем во время президентской кампании. Расследования, проводимые Конгрессом и ФБР по этим вопросам, должны продолжаться. Газета The Washington Post сообщила в среду о том, что ФБР летом прошлого года получила ордер на слежку за советником Трампа Картером Пейджем (Carter Page), и это пока является наиболее явным доказательством того, что г-н Пейдж, возможно, действовал как агент иностранной державы.
Важный вопрос состоит в том, сделает ли более сложным похолодание в отношениях с Россией вовлечение ее в борьбу для нанесения поражения Исламскому государству (запрещенной в России террористической организации) в Сирии. Сотрудничество на этом фронте, которое всегда было под сомнением, сегодня кажется невозможным.
Еще один вопрос связан с тем, будет ли разозленный г-н Путин интенсифицировать свои козни в Европе. У него в руках — не самые сильные карты. Экономика его страны находится в бедственном состоянии. Однако у него есть тысячи ядерных боеголовок и доказанная способность отрезать куски от западного либерального порядка. Суть вызова, с которым столкнулся г-н Трамп, состоит в следующем — он должен разработать последовательную стратегию для того, чтобы противодействовать этим угрозам.