За четыре месяца деятельности нового российского министра экономики ему еще не представилось особой возможности привлечь к себе внимание. На своей первой пресс-конференции на прошлой неделе Максим Орешкин дал совет россиянам, который раньше вряд ли можно было был услышать от члена правительства: покупайте валюту! Министр объяснил: «В ближайшие месяцы мы ожидаем значительного ослабления рубля». Компании, специализирующиеся на импорте, или граждане, планирующие заграничные поездки, должны вовремя обеспечить себя зарубежной валютой. Если цена на нефть не изменится, министерство рассчитывает на курс 64 рубля за доллар. Сейчас один доллар стоит 57 рублей.
Этот призыв — одно из многих усилий, при помощи которых правительство и Центробанк с начала года пытаются затормозить укрепившуюся национальную валюту. В 2016 году рубль укрепился по отношению к доллару почти на 22%. Тем самым он был на международном уровне среди лидеров роста наряду с бразильским реалом. Стремительное восхождение последовало за спадом в предыдущие годы. В начале 2014 года доллар еще стоил 33 рубля, в ходе падения цен на нефть спустя год уже 60 рублей, а в начале 2016 года — целых 75 рублей.
Российская экономика медленно выходит из рецессии. После снижения в размере 3,7% в 2015 году и 0,2% в 2016 году, правительство в 2017 году снова рассчитывает на плюс в размере 2%. Но то, что укрепляет рубль — это крупнейший экспортный товар России — нефть. В январе 2016 года цена за баррель была на уровне 30 долларов. Затем начался рост, сейчас один баррель стоит 56 долларов.
Преимущество — производители могут дешевле продавать свои товары за границей
Правительство на текущий год заложило в бюджете цену на нефть в размере 40 долларов. Несмотря на растущую бедность в стране, избыток не распределяется, а вкладывается в валюту — резервы в ходе кризиса сократились. Кроме возросшей цены на нефть росту национальной валюты способствовала и хорошая денежная политика, говорит Лутц Карповитц (Lutz Karpowitz), эксперт по России из Commerzbank. «Центробанк в долгосрочной перспективе получил много доверия». Когда была поставлена цель сократить инфляцию до 4%, поначалу никто в это не верил. После падения рубля в конце 2014 года, ключевая процентная ставка была поднята до 17%, затем она лишь медленно опускалась. «С начала 2015 года инфляция постоянно снижалась, вскоре она даже стала ниже ключевой ставки. Однако Центробанк медлит со снижением процентных ставок».
Последнее снижение ключевой ставки до 9,75% в конце марта почти не привело к снижению рубля. При высокой цене на нефть на национальной валюте практически не сказываются другие факторы, говорит эксперт. Когда важнейший экспортный товар России стал дешеветь, инвесторы начали нервно реагировать на международное напряжение. В конце 2014 года создалось впечатление, что сейчас все совпало — цена на нефть, инфляция, санкции. Между тем, выросла нервозность. «Отмена санкций была бы сегодня не такой действенной, как в нестабильные времена».
Реальные доходы российских потребителей за год кризиса значительно сократились. Согласно данным РАН, треть жителей страны находится на грани бедности. Большая часть роста благосостояния, которая пришлась на начало 2000-х годов в связи с нефтяным бумом, снизилась. И все же цены сейчас медленно растут. Российский экспорт лишь отчасти использовал ослабевший рубль. Хотя российские производители могут сегодня предлагать свои товары на треть дешевле, чем три года назад. И все же важнейшие рынки сбыта — кроме сырьевого сектора — это бывшие советские республики. Но там покупательская способность за прошедшие годы также снизилась.