Немногое осталось из того, что может прямо напоминать приезжим в большой полярный город Мурманск о подлодке «Курск» и ее печальной судьбе.
«Курск», известный так же, как подлодка «К-141», был приписан к базе российского Северного флота в закрытом городе Североморске.
Но на вершине сопки на окраине Мурманска все-таки можно найти фрагмент рубки подлодки «Курск», пошедшей ко дну 12 августа 2000 года после двух взрывов, произошедших, видимо, из-за дефектной торпеды.
В течение 10 дней осенью 2000 года «Курск» был главным материалом СМИ в России и за границей, в то время как предпринимались безуспешные попытки проникнуть внутрь подлодки, лежащей на глубине 100 метров в Баренцевом море в 200 км к северу от Мурманска.
Когда норвежские водолазы, в конце концов, сумели проникнуть внутрь подлодки 21 августа, сразу стало ясно, что все находившиеся на борту 118 членов экипажа погибли, хотя некоторые из них в течение нескольких часов после взрыва еще были живы.
После этого забытье тихо окутало подлодку и ее экипаж.
В годы, последовавшие после катастрофы, родственники погибшего экипажа получили квартиры в других регионах России, и теперь они разбросаны по всей стране.
Власти Мурманска не спешили ставить памятник, посвященный этому событию, которое многие восприняли и воспринимают как мрачную страницу в истории флота. Так было до тех пор, пока в 2009 году фотограф Лев Федосеев вместе с одним местным журналистом не начал интересоваться, что же именно случилось с рубкой «Курска» после того, как подлодка восемь лет назад была поднята со дна голландской фирмой и затем отправлена на металлолом.
«Мы нашли ее на свалке металлолома, сфотографировали и написали статью. Это помогло сдвинуть дело с места», — рассказывает Федосеев.
Сегодня рубка «Курска» является частью монумента, посвященного, как здесь написано, «морякам-подводникам, погибшим в мирное время».
Многочисленные катастрофы
Речь идет не о нескольких подлодках. На плите монумента перечислены 14 погибших подлодок советского и российского флота и 26 катастроф, которые неизбежно повлекли за собой человеческие жертвы.
Но гибель «Курска» стоит выделить особо, если говорить о масштабе потерь и реакции общества. Подводная лодка «Курск» была относительно новой. Она вступила в строй в 1994 году, а катастрофа произошла, когда она принимала участие в первых за многие годы крупных флотских учениях, что нанесло еще бόльший вред престижу.
В отличие от советского времени, когда было возможно полностью замолчать почти любую катастрофу, трагедия с «Курском» произошла в тот момент, когда российская пресса могла публиковать острые статьи. Поэтому событие получило очень широкую огласку во всей большой стране.
После этого возникла целая когорта самопровозглашенных экспертов по «Курску», которые выдвигали более или менее пространные теории о причинах катастрофы — например, что подлодка была потоплена американской торпедой или что на борту находился чеченский террорист-смертник.
Трагедия оставила следы также и в области искусства, в частности, в Голливуде был снят фильм на основе событий, связанных с «Курском».
Вооруженные силы в упадке
В России в некоторых областях можно и сегодня заметить последствия катастрофы «Курска». Она оказала сильное влияние на Кремль и на тот путь военного и политического развития, на который страна вступила во время правления Владимира Путина.
Российские вооруженные силы в годы, предшествовавшие этой катастрофе, находились в полном упадке. Если в последние советские годы оборонный бюджет составлял примерно 300 миллиардов долларов, в конце девяностых он упал до уровня 20 миллиардов долларов в год, согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI).
Военная техника, унаследованная от Советского Союза, была сильно изношена, воровство и коррупция поразили значительную часть офицерского корпуса, не было денег на содержание техники или разработку новых образцов.
Отношение военного руководства к катастрофе тоже вызвало бурю критики.
«Очень больно видеть все это. Ведь экипаж, вероятно, можно было спасти», — говорит местный историк Дмитрий Коржов.
В первые дни после трагедии руководство Северным флотом и российское Министерство обороны, видимо, очень старались скрыть и замолчать случившееся, вместо того чтобы организовать спасательные работы.
Согласие на иностранную помощь было дано лишь после того, как надежда найти на подлодке выживших полностью пропала.
«То, что трагедия „Курска" смогла произойти, свидетельствует о состоянии флота того времени. Сегодня положение изменилось», — говорит фотограф Лев Федосеев.
Гибель подлодки показала властителям в Кремле, насколько запущена ситуация в российских вооруженных силах. Трагедия помогла начать перевооружение, которое серьезно ускорилась в нулевые годы.
«Можно воспринимать трагедию „Курска" как „точку невозврата" российских вооруженных сил. После нее стало ясно, что что-то должно произойти», — говорит Дмитрий Коржов.
Трагедия «Курска» стала также и своеобразным ориентиром для России. В тот момент не прошло и 100 дней после вступления Владимира Путина в должность президента, и действия, предпринятые в связи с трагическими событиями, вызвали вал критики — критиковали не только генералов, но и президента.
Путин находился на отдыхе в курортном городе Сочи на юге России, и прошло пять дней, прежде чем он решился прервать отдых и взять дело под свой личный контроль в Москве.
Зловещие нападки
Пресса жестко критиковала президента, попавшего в свой первый настоящий медийный шторм, на который он явно предпочитал не обращать внимания. Поэтому, когда Путин 22 августа, наконец-то, прибыл в Мурманск, он выступил с упреками в адрес СМИ в такой манере, которая не обещала ничего хорошего им и их собственникам.
Он заявил, что на телевидении есть люди, который кричат громче остальных, но которые сами в течение 10 лет разрушали армию и флот, где сегодня умирают люди.
СМИ отреагировали мгновенно. В одном журнале была напечатана стенограмма собрания, где родственники погибших моряков резко разговаривали с Путиным, а тайные записи выступлений на этой встрече были воспроизведены в популярной телевизионной программе канала ОРТ, материалы которого шли по всей стране.
Это привело к массированному наступлению Кремля на прессу. Дерзкая телепрограмма была сразу же снята с эфира, а истинный владелец ОРТ миллиардер Борис Березовский был вынужден продать свою долю канала.
После этого Березовский и другой крупный медийный магнат Владимир Гусинский были вынуждены эмигрировать, после чего их телеканалы были интегрированы в медийные организации, подконтрольные Кремлю, и за 15 лет они стали мощным пропагандистским оружием Путина.
«С подлодки „Курск" началась борьба Путина с теми, „кто купил СМИ и манипулирует с их помощью общественным мнением" — то есть, в действительности, со всеми СМИ, не находящимися под прямым контролем», — пишет Михаил Зыгарь в своей книге о путинских годах и всех людях президента.