Связи администрации Трампа с Россией претерпевают изменения, однако Владимир Путин по-прежнему пользуется мощной поддержкой со стороны одного сегмента американского общества: консервативного движения.
Американский президент Дональд Трамп по всей видимости охладил надежды на улучшение отношений с Москвой, заявив на прошлой неделе, что они опустились до рекордно низкой отметки; однако многие американские консерваторы по-прежнему видят в России естественного союзника в тех вопросах, которые вызывают у них наибольшую озабоченность.
«Конечно, области сотрудничества чрезвычайно обширны. Мы работаем совместно с нашими российскими друзьями уже довольно длительное время», — говорит Брайан Браун (Brian Brown), возглавляющий консервативную Национальную организацию в защиту брака, которая выступает за традиционные семейные ценности и против однополых браков.
Для многих религиозных консерваторов, которым кажется, что они проигрывают в американских «культурных войнах», такое сотрудничество важнее геополитических тревог республиканских ястребов, обеспокоенных действиями России в Сирии и на Украине.
Путин — решительный противник однополых браков. Такие браки вызывают возмущение у американских социал-консерваторов, которые боятся, что их ценности сегодня отходят от господствующей линии. Дважды разведенный Трамп, заявивший, что вопрос с однополыми браками решен, изначально не мог стать духовным союзником протестантов.
«Путин делает по этим вопросам такие заявления, которые по-настоящему важны для консервативных христиан, видящих в нем идеологического попутчика», — говорит старший политолог вашингтонского аналитического центра Rand Corporation Сэмюэл Чарап (Samuel Charap).
Российский президент, каждый год посещающий службу на православное Рождество, неоднократно рассказывал о том, какой набожной была его мать, тайно крестившая его вопреки воле отца-коммуниста.
В поддержку Путина, или по крайней мере, за налаживание более тесных связей с Москвой, выступают и другие представители американского консервативного движения.
Республиканские либертарианцы, такие как сенатор и бывший кандидат в президенты Рэнд Пол (Rand Paul), выступают за отказ от конфронтации с Москвой и за потепление в отношениях.
Между тем, представители альтернативных правых (это белые националистические группировки, поддержавшие пришедшего к власти Трампа) высоко отзываются о националистическом подходе Путина к политике внутри России и на международной арене.
Согласно данным февральского опроса Института Гэллапа, всего за год уровень поддержки российского президента среди американских республиканцев вырос почти втрое — с 12% в 2015 году до 32% в настоящее время.
Однако самыми ревностными сторонниками Путина на Западе являются социал-консерваторы. Свои связи с Москвой они начали налаживать еще до Трампа, и эти связи могут оказаться намного прочнее, поскольку российско-американские отношения в целом сегодня очень напряжены после американского удара по режиму Асада в Сирии, который пользуется поддержкой Москвы.
В 2013 году многие американские консерваторы аплодировали Путину, когда его правящая партия поддержала закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Этот весьма невразумительный закон резко контрастирует с западными тенденциями, и особенно с решением Верховного суда США о легализации однополых браков.
Чарап говорит, что Россия пытается воспользоваться своей близостью с некоторыми из этих усиливающихся консервативных организаций Америки.
В феврале российская делегация, в состав которой вошел бывший глава Центробанка и бывший депутат Александр Торшин, отправилась в Вашингтон на проводимое ежегодно мероприятие Национальный молитвенный завтрак, где Торшину была обещана краткая встреча с Трампом.
Встречу отменили в последний момент, когда помощникам Трампа стало известно, что испанские власти подозревают Торшина в связях с организованной преступностью, о чем сообщали Bloomberg и Yahoo News. Торшин эти обвинения опровергает.
Американские христианские консерваторы тоже иногда отходят от своих позиций в поддержку Путина.
«Мы не ходим вместе с русскими парадным строем по Мэдисон-авеню в Нью-Йорке», — говорит Остин Руз (Austin Ruse), возглавляющий консервативную организацию Центр в защиту семьи и прав человека, и несколько раз побывавший в России.
Вместе с тем, он отмечает, что в альянсах по таким вопросам как права геев и аборты, «нельзя выбирать, с кем сотрудничать, а с кем нет».
В 2014 году Браун и Руз, а также некоторые другие консервативные американские активисты подверглись критике за участие в московской конференции по семейным ценностям, которая прошла спустя несколько недель после российской аннексии Крыма и захвата пророссийскими повстанцами восточной части Украины.
Среди организаторов конференции был российский бизнесмен Константин Малофеев, которого Соединенные Штаты включили в санкционный список за связи с лидерами пророссийских повстанцев на Украине.
«Я знаю многих американских протестантов, которые, по их словам, в 70-е и 80-е годы каждое воскресенье молились за то, чтобы с России было снято иго безбожия, — говорит Малофеев. — Теперь наша задача — молиться за то, чтобы иго безбожия было снято с христиан на Западе. Именно на это нацелено наше братство».
Малофеев добавляет: «Либералы в Америке всегда и во всем обвиняют Россию, а это доказывает, что даже они понимают: Россия сегодня является лидером консервативного мира. Иначе они бы не стали обвинять Россию».