Вот уже 15 лет делегация российских бизнесменов, артистов и чиновников привозит в Москву «благодатный огонь», который, по православной традиции, выносят из гроба Господня в предпасхальную субботу.
Улицы армянского квартала Иерусалима забиты людьми. Прохладный утренний ветер обдувает плотную толпу верующих, в которой выделяются бледные лица россиян. Славяне и кавказцы плотными рядами продвигаются вперед по направлению к общей цели: Храму Гроба Господня, который был возведен вокруг гробницы Христа.
От Иерусалима до Арбата
Пока процессия остановилась, Алена Новгородова переводит дыхание и поправляет платок в цветах российского триколора. Они с мужем каждый год приезжают за благодатным огнем, который затем отвозят в свой приход на Арбате. «Если огонь появляется, Господь дает человечеству еще один год, — объясняет она. — Если же нет…»
На шее у предпринимательницы висит золотой крест. Она обрела веру поздно, во время первой поездки на Святую землю в 1999 году. С тех пор вера заняла центральное место в ее жизни.
«Символ нашей страны — двуглавый орел. Одна голова — мирская власть, а вторая — духовная», — отмечает она, связывая возвращение России на первые роли на международной арене с возрождением православия, символом которого стало строительство тысячи церквей после распада коммунизма. Ее муж, полковник полиции, предпочитает держаться в стороне и отмалчиваться. Она говорит за него и рассказывает о множестве наград, в том числе медали «За отвагу», которую ему недавно вручил Владимир Путин. «Наш президент не скрывает своей веры», — считает она.
Чиновники и артисты среди паломников
Дан невидимый сигнал. Толпа возобновляет неторопливое продвижение к храму. Среди верующих идут около ста представителей делегации Фонда Андрея Первозванного.
Постоянно поглядывающая в телефон Мария Захарова, официальный представитель российского МИДа, впервые едет с группой. Хотя она и прибыла с неофициальным визитом, она все же согласилась на встречу с местными журналистами «по просьбе израильских дипломатов».
Акт веры для России
Получив благодатный огонь, она повезет его в церковь подмосковного Вертлино, где у нее находится дача. Муж и дети ждут ее там для пасхального бдения.
Мария Захарова крестилась в 1990-х годах после поездки на Святую землю. Она много говорит о возрождении вертлинского прихода силами местного священника в 2000-х годах. Ей хотелось бы, чтобы все это стало примером для стремящейся к духовному и материальному развитию российской молодежи.
«Долгое время я молилась только за близких, но с недавних пор начала молиться за страну, которой пришлось пройти через столько несправедливостей за последние годы, — продолжает она, вновь ощущая себя в туфлях представителя внешнеполитического ведомства. — Да, я очень беспокоюсь за будущее мира».
Море людей у гробницы
К тому моменту, как верующие, наконец, подходят к Храму Гроба Господня, солнце уже стоит высоко в небе. Становится теснее, выступает пот, краснеют лица. Верующие вливаются внутрь людским потоком. Кто-то боится, что его задавят. Местами возникают перепалки.
Священники в черных сутанах пытаются направить поток верующих на входе в храм, который используется греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской церквями. Одна часть российской делегации направляется в армянскую зону, другая — в греческую.
Места для размещения были давно оговорены, однако во всеобщем хаосе о договоренностях, кажется, забыли. После оживленного диалога с армянскими священниками, которые готовы при необходимости сыграть роль вышибал, российским паломникам удается протиснуться и занять место в нескольких метрах от гробницы Христа. Министры и главы государств христианского мира пробираются через людское море поближе к ротонде, где хранится камень, на котором лежало тело Иисуса.
Официальные лица в первых рядах
Глава Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин оказывается в первом ряду. Этот соратник Владимира Путина и бывший глава РДЖ возглавляет российскую делегацию, которая до этого успела побывать в Вифлееме. Он беседует с православным патриархом Иерусалима, разговаривает с израильскими офицерами, ведет себя вежливо и внимательно.
68-летний Якунин занимается продвижением православия и традиционных ценностей (семья, родина), с помощью которых Кремль стремится сегодня объединить российских граждан вокруг идеологии. «Мы тут не по указке государства, — утверждает бывший член руководства КГБ. — Мы занимаемся этим, потому что веруем и считаем, что это важно для нашей страны. Когда мы начинали эту работу, в России мало кто разделял наши ценности. Хорошо, что правительство и часть населения сегодня поддерживают наши ценности и идеи. Как бы то ни было, влияние православия нельзя даже сравнивать с влиянием коммунизма при СССР».
Шумная и беспокойная атмосфера
Как чистой воды продукт коммунистической системы, Владимир Якунин признает, что поздно приобщился к вере и редко ходит в церковь, хотя и регулярно молится. Каждый год на Пасху он получает «благодатный огонь». «Патриарх Московский благословил нас на эту поездку, — отмечает он. — И нам этого достаточно». В 2011 году он организовал российское «турне» пояса Девы Марии, который привезли с греческой горы Афон в Москву и несколько провинциальных российских городов. Сотни тысяч верующих часами стояли в очереди, чтобы прикоснуться к святыне.
Огонь для Путина
Внезапно в ротонде загорается свет. Вокруг раздаются крики и плещут эмоции. Огонь передают из рук в руки. Через несколько мину верующие устремляются к выходу со свечками, капли воска с которых падают им на одежду. Российская делегация, не теряя времени, направляется в аэропорт Тель-Авива, где ее ждет арендованный «Газпромом» самолет.
В Москве ее встретят десятки верующих, которые донесут благодатный огонь до самого Владивостока. Владимир Якунин же передаст огонь патриарху Кириллу в Храме Христа Спасителя в присутствии Владимира Путина.
____
Православие в России
По конституции, Россия — светское государство, которое гарантирует равенство всех религий перед законом. Тем не менее, по факту, православная церковь играет первостепенную роль и поддерживает тесные связи с режимом Владимира Путина. Две трети россиян называют себя православными. После распада Советского Союза были построены тысячи церквей. В то же время число активных верующих в России и на постсоветском пространстве не превышает 8%.
Россияне поддерживают ценности православной церкви при условии, что та не лезет в их частную жизнь. По главным общественным вопросам они придерживаются примерно тех же взглядов, что и их европейские соседи: супружеские пары разводятся больше, чем в половине случаев, религиозное образование в школе наталкивается на враждебность (за него только 13%, по данным Левада-центра), а попытки церкви повлиять на государственные решения встречают неприятие (66% граждан против этого).