Последние два года российская экономика находилась в тяжелом кризисе, в результате которого благосостояние граждан было сильно подорвано. Согласно данным российского Института социальных прогнозов, в 2016 году произошло крупнейшее снижение покупательной способности населения после лихих 90-х, когда Россия преодолевала последствия распада СССР.
Причины очевидны. С одной стороны, Россия зависит от экспорта нефти, природного газа и сырья. За последнее десятилетие почти 70% экспорта и более 50% бюджетных поступлений страны обеспечивались за счет нефтегазовой отрасли. Летом 2014 года цены на нефть стали снижаться, что отразилось на российской экономике.
С другой стороны, международные санкции, введенные в связи с оккупацией Крыма, снизили приток иностранных инвестиций и еще более отдалили Россию от международных рынков.
Несмотря на тяжелые последствия, с которыми столкнулось российское общество, рейтинг Владимира Путина не только не снизился, но и достиг к настоящему времени рекордных отметок.
Действительно, российскому президенту пришлось почти полностью изменить свою политическую повестку дня с целью адаптации к новым реалиям, с которым придется столкнуться этой старой державе. На этом новом этапе вопросы внешней политики неожиданно приобрели первоочередную важность, причем не только в том, что касается Украины и Сирии.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:
MindlessOne
Давайте совершим небольшой экскурс в прошлое. 1996 год, Барселона. Я вижу идущего по улице россиянина. С кем он у меня ассоциируется? С бандитом. В этом же году я вижу прогуливающуюся по улице россиянку. За кого я ее принимаю. За проститутку. Если через десять лет я встречу россиян, то приму их за обеспеченных туристов.
Следует понимать, что за последние годы российский народ пережил немало лишений, связанных с распадом СССР в 1990-х и последовавшей за ним эпохой дикого капитализма. Путин стал первым человеком, которому действительно удалось добиться стабильности за последние 30 лет. Значительная часть населения не забыло пережитое, нехватку товаров и продуктов питания, продуктовые карточки, шоковую терапию, во время которой в одночасье сгорели все сбережения людей.
Путин стал политиком, сумевшим воспользоваться обстоятельствами, в которых оказалась страна? Хорошо, если бы могли сказать то же самое о своих руководителях. Достаточно упомянуть, что из этого тяжелейшего кризиса он вышел с весьма низкими показателями безработицы, хотя и произошло снижение покупательной способности. А какой кризис этого не вызывает. Если сравнивать, то Испания выходит из кризиса с большим трудом, в пять раз медленнее, чем Россия, со снижением покупательной способности населения и постоянной безработицей в 20% (особенно ужасной для молодежи).
Если говорить о внешней политике, то западная пресса имеет обыкновение забывать ключевой момент, сопровождавший распад СССР. В соглашениях о роспуске организации Варшавского договора было указано, что НАТО не будет принимать в свои ряды страны бывшего советского блока. Это положение систематически нарушается вот уже 26 лет. А прибалтийские республики даже стали членами НАТО. Подобное невыполнение международных договоров всегда рассматривалось западными державами как способ унизить побежденного врага, припомнить ему то, что он имел дерзновение играть роль противовеса в мире, а также его неспособность воспрепятствовать расширению НАТО, несмотря на действующие договора. Год за годом НАТО, существование которого после распада СССР не было оправдано даже теоретически, укреплялось как инструмент, которому необходима Россия в качестве врага Запада. И в конце концов альянс этого добился, вернувшись в исходную точку, в которой Россия выступает в качестве врага Запада. По крайней мере, в глазах общественности.
Лично меня очень удручает информационная шумиха вокруг России. Я прогуливался по Тверской на следующий день после того, как задержали 200 человек, в том числе и «лидера оппозиции». И вот я задаю себе вопрос, а можно ли теперь и Рамона Эспадалера (Ramon Espadaler) считать лидером оппозиции. Как и задержанный в Москве, он является лидером партии, не представленной в парламенте, хотя у меня большие сомнения, что в Испании его кто-то назовет «лидером оппозиции». Я все это наблюдал собственными глазами. А теперь представьте себе, что на одной из центральных улиц Мадрида Гран Виа на перекрестке собрались 200 человек и мешают проходу людей. Все это происходит в выходной день, когда люди выходят прогуляться, рядом с входом в метро, а на перекрестке нет светофоров. На митинг вышло самое большее 200 человек, но они создали такую пробку, что затруднили движение пешеходов на длительное время. Чтобы преодолеть расстояние, на которое обычно уходит 3-4 минуты, нам понадобилось 25 минут.
Этих людей задержали, и, хотя некоторые выражали им поддержку, огромное большинство просто проходило мимо. Кстати, главный оппозиционер из кожи лез вон, чтобы его задержали. Месяц назад я был на Красной Пресне, находящейся неподалеку, и видел демонстрацию, в которой участвовали две тысячи человек. Это была санкционированная властями акция, движение транспорта по улице, где она проходила, перекрыла полиция. Никого не задерживали. И, разумеется, иностранные СМИ ни словом о ней не упомянули. Интересно, обошлась бы несанкционированная властями демонстрация в Барселоне или Мадриде без задержаний?
Дело в том, что в России легко фабриковать скандальные новости. Помню, как несколько лет назад фотомоделям предложили сняться с обнаженной грудью перед православным собором, якобы в защиту каких-то прав. И нужны-то всего несколько девушек и кинооператор. Подошел к собору, снял и быстро ушел. И вот уже вся международная пресса тиражирует эту новость. Что и говорить, высокопрофессиональная журналистика! Почему La Vanguardia не опубликовала сообщение агентства EFE о помощи жертвам теракта в Санкт-Петербурге несколько дней тому назад? Все дело в том, что EFE сама взяла эту новость из Google. Только латиноамериканская пресса рассказала о помощи пострадавшим в результате теракта. Я не видел ни одного серьезного испанского издания, которое осветило бы эту тему. А то не дай Бог, люди проникнутся сочувствием к бедным россиянам, ставшим жертвами исламского терроризма, и проснется в них сострадание, которое подобные статьи всячески стараются уничтожить.
Я не отрицаю многие приводимые факты, но выступаю против тенденциозности и отсутствия объективности ради «свободы». А теперь давайте поупражняемся в тенденциозной журналистике: возьмите местную газету, пользующуюся определенной репутацией среди читателей. Заключите с ней договор о том, что будете готовить для нее международные новости, используя те источники, которые вам укажут. Постепенно, наряду с местными правдивыми новостями, которые легко поддаются проверке, вы постепенно подмешиваете информацию из тенденциозных международных источников, создавая таким образом видимость правдоподобия, причем хорошо продуманного. Результат не заставит себя долго ждать: читатели будут безоговорочно верить международным новостям, поскольку местные-то ведь не вызывают сомнений, а все новости публикуются в одной и той же газете. Вот так создаются представления и тезисы мирового масштаба: Трамп — это исчадие ада, а русские — злодеи. И еще можно много чего другого нагородить. Я вот уже долгие годы с большой настороженностью отношусь к новостям на международные темы, публикуемым в La Vanguardia, поскольку имел возможность наблюдать описываемые события на месте. Конечно, бывают случаи и похуже: достаточно упомянуть группу Prisa, выступающую в качестве испанского пропагандистского крыла Демократической партии.