На бескрайних российских просторах в какие-то периоды возрождается недуг фанатичной великодержавности. Его, словно горячечный бред, сопровождают конкретные симптомы: сектантская религиозность, мечты о сверхчеловеческом лидере, активность тайной полиции. Сейчас мы вновь наблюдаем странные знаки на земле и в небесах: распространение сект обеспокоило уже даже российское руководство.
Между кризисами и воскрешением империи в России всегда оживают квазиязыческие верования, заставляющие задуматься о том, удалась ли в этой стране христианизация. Каждые несколько десятков лет наблюдатели замечают рост активности религиозных сект и экзотических групп фанатиков, которые наносят себе увечья, прибегают к насилию, сводят счеты с жизнью и исповедуют псевдохристианские ценности. Это своеобразный переходный период — мост, который ведет от слабости к силе.
Накануне большевистского переворота Фердинанд Оссендовский (Ferdynand Ossendowski) занимался в далекой российской провинции изучением религиозных сообществ: одни поклонялись дыре, просверленной в стене деревянного дома, другие впадали в демонический транс при виде своих товарищей, которые резали вены перед невозмутимыми иконами. Одновременно переживали расцвет атеистические секты, люди развенчивали Бога и Библию, превозносили Каина и Иуду, предавались гомосексуальным оргиям, что в стыдливые годы начала XX века казалось немыслимым.
Точно так же в наш современный XXI век сложно вообразить себе обожествление президента страны. Однако в январе 2012 года замироточила икона святого Владимира Путина, что, как говорилось, служит доказательством истинности веры женской секты матушки Фотинии. В 2007 году в пещере неподалеку от Перми, взяв с собой запасы воды и пищи, забаррикадировалась группа из 33 человек, среди которых было четверо детей. Они ждали апокалипсиса, собираясь совершить коллективное самоубийство. Когда основателя секты Петра Кузнецова поместили в психиатрическую больницу, его последователей удалось убедить покинуть убежище и вернуться к нормальной жизни. Четыре года назад Петр Померанцев описывал всевозможных гуру, один из которых считал себя богом (его день рождения приходился на Рождество), другой придумывал для человечества совершенно новый язык, третий искал сверхъестественные силы и знаки. В марте 2017 года начался процесс Александра Куренкова — основателя секты, в которой он насиловал женщин и детей с молчаливого согласия их мужей и отцов. Исчезновения молодых россиян часто связывают с деятельностью разнообразных квазирелигиозных групп.
Это бедствие приобрело такие масштабы, что в феврале 2017 года российский Совет Федерации создал специальную рабочую группу по борьбе с «деструктивными сектами» (взять на мушку все секты физически невозможно). Пресса и некоторые информационные порталы предупреждают о существовании опасности, однако мало кто старается найти причины этой духовной трагедии.
Между тем эпидемия садомазохистского и апокалиптического сектантства может быть попыткой спрятаться от вызывающей разочарование реальности и вездесущего нигилизма или заполнить пустоту, возникшую после краха коммунистической идеологии, которая, как доказывает большинство советологов, выступала эрзацем религии и наполняла человеческое существование смыслом. Во времена, когда люди готовы совершить самоубийство, ожидая конца света, или позволить издеваться над своими близкими, они смогут с фанатичным энтузиазмом принять любую доктрину, которая даст сломленному обществу ощущение миссии.
Что придумают россияне на этот раз? Евразийство святого Бегемота Александра Дугина? Национал-большевизм, об опасности которого предупреждает латвийский политик и режиссер Эдвинс Шнуоре (Edvīns Šnore)? Идею объединения постсоветского пространства или опеки над всеми этническими русскими? В любом случае наша безопасность окажется под угрозой.
У Москвы мало аргументов, которыми она может убедить людей в том, что в России стоит жить и работать. По уровню жизни она занимает 61 место из 67 (рейтинг портала Numbeo). Этот показатель формируется в первую очередь на основании оценок самих жителей разных государств, что не предвещает Российской Федерации ничего хорошего. Продолжительность жизни и уровень рождаемости в России — одни из самых низких в Европе, одновременно там наиболее остро стоит проблема алкоголизма.
Сатанинские культы уступают по популярности лишь одному божеству — Владимиру Путину. Благодаря ему в России царит стабильность, тогда как Запад охватывают все новые кризисы: Брексит, мигранты, антидемократическая истерия вокруг Дональда Трампа и, наконец, война с «зелеными человечками» на Украине, в которой Кремль якобы не принимает участия. Всем этим бедам можно противопоставить образ могучего Путина на коне и исполненной достоинства внешней политики. Раз государству не удается достичь процветания в реальном мире, может быть, у нее есть какие-то шансы в мире потустороннем, а президент, как фараон, станет мостом к лучшему будущему?
Интернет-наступление Кремля не ограничивается деятельностью троллей. Эдвард Лукас (Edward Lucas) пишет о повысившейся активности российской кибермафии и преступных групп в интернете. Одна российская хакерская группа (CyberVor) сумела выкрасть 1,2 миллиарда логинов и паролей, использовавшихся в цифровых транзакциях. Когда российские агенты не могут справиться с западными оборонными системами, Россия нанимает хакеров, которые профессионально занимаются их взломом. Возвращаются времена Средневековья, когда каждый мог завести собственных наемников. Лукас перечисляет разные организации такого рода (Energetic Bear, Red October) и указывает, что многие из них крепко связаны с самым большим государством в мире. Таким наймитом выступает Андрей Ходыревский, который готов не только оказывать профессиональные услуги, но и занять конкретную политическую позицию. Вот фрагменты из его манифеста: «В наших жилах течет горячая кровь, мы — граждане, которые хотят изменить ситуацию в мире. (…) Мы дадим адекватный [то есть какой?] ответ западному глобализму. Станем борцами за справедливость! (…) Вместе мы можем сделать многое и вернуть себе то, что отняла у нас Америка». Значит, компьютерных наемников интересуют не только деньги.
В российской социальной сети ВКонтакте множатся «группы самоубийц». Из рядов отчаявшейся молодежи легко вербовать новых фанатиков, ведь болезненную ненависть к Западу способны питать не только радикальные мусульмане.
Если в прежние времена российские еретические идеи распространялись со скоростью купеческих обозов или поездов на Транссибирской магистрали, то уже Ленин сумел привлечь к этому процессу многотиражную прессу и передвижные кинотеатры. Это дало ошеломительный результат: советский менталитет вбивался в умы при помощи СМИ. Если новая кремлевская религия начнет зарождаться сегодня, в эпоху интернета, она может привести к еще более апокалиптическим последствиям.