В минувший уик-энд мировая общественность затаила дыхание. США оказались в шаге от удара по северокорейскому режиму. Пхеньян в характерной для него манере провоцировал терпение международного сообщества. Предполагалось, что в день 105-летия основателя КНДР Ким Чен Ира страна может провести очередные, шестые по счету, испытания ядерного оружия или запустить баллистическую ракету. Подобное северокорейский режим делал и раньше, и все ему сходило с рук.
Все привыкли к тому, что угрозы Пхеньяна нанести ядерные удары по Южной Корее, Японии и даже США пусты, что это блеф чистой воды, а на самом деле КНДР просто добивается, как обычно, в обмен на шантаж очередного пакета экономической помощи от Запада.
Но в этот раз ситуация сложилась иначе. В Южно-Китайском море у берегов Корейского полуострова остановилась мощная американская армада с авианосцем «Карл Винсон» и несколькими эсминцами, несущими на борту крылатые ракеты «Томагавк». Из Вашингтона донеслось грозное предупреждение: США не допустят нового испытания Северной Кореей ядерного оружия. И после ракетного удара по Сирии в угрозу повторения чего-то подобного, но в большем масштабе, в мире поверили.
Сохранил ли лицо Ким?
Около суток Америка и Северная Корея словно играли в игру «кто моргнет первым». Сначала показалось, что сдался молодой северокорейский лидер — никаких испытаний по случаю Дня Солнца (так называют в стране день рождения Ким Ир Сена) проведено не было. Однако потом выяснилось, что корейцы все-таки запустили какую-то ракету, но она взорвалась спустя пять секунд после старта.
Как пишет в своем посте в фейсбуке Василий Головнин, главный российский японовед, »это было символической акцией сохранения лица товарища Кима в отношении Трампа: Я тебя, рыжее чудовище, не боюсь! И твоего атомного авианосца тоже! Поэтому сейчас геройски чего-то бабахну. Но сделаю такое маленькое, что тебе будет неудобно врезать по нам «томагавками», как в Сирии».
Головнину из Токио, потенциальной зоны поражения северокорейскими ракетами, наверное, виднее, чем кому-то еще. Разумеется, выводы, хотя и противоречивые, делают и в Вашингтоне, и в Москве.
В американской столице говорят о том, что Дональду Трампу удалось убедить председателя КНР Си Цзиньпина в том, что Китаю невыгодно сотрудничество с КНДР. Любопытно, что хозяин Белого дома отдал приказ о ракетной атаке на Сирию именно в момент, когда два лидера присматривались друг к другу в Палм-Бич, а сообщил он об этом своему гостю во время чаепития с шоколадным пирогом. По словам корреспондента The Washington Post, Cи молчал в течение 10 секунд, а потом попросил, чтобы Трампа перевели вторично. Видимо, сообщение произвело на него впечатление.
Из тотального вредителя в партнеры
Американо-китайский саммит, как уже сообщалось, был чрезвычайно успешным. Китай из врага, угрозы национальной безопасности, мирового манипулятора валюты, экономического хищника и похитителя американских рабочих, каким он представал в речах Трампа во время избирательной кампании, вмиг превратился в друга и союзника Вашингтона. Президент объявил нации, что у него сложились с Си «особые отношения» (chemistry, как говорят в Америке) и что они «хорошо понимают друг друга».
Однако американо-китайский банкет может испортить злокозненный 33-летний лидер Пхеньяна.
Си объяснил на встрече с Трампом о том, что в Америке ошибаются, когда говорят, что Китай может при желании легко поставить КНДР на колени. Президент США внимательно выслушал короткую лекцию гостя об истории отношений между Китаем и Северной Кореей и после этого признался, что его убежденность в колоссальном влиянии Пекина была ошибочной. «Все это не так просто», — сказал Трамп. Что поделаешь, в мире все не так просто, как он до этого предполагал.
Замах на рубль. Удар…
Ну что же дальше? Дональд Трамп, вдохновленный успехом своего сирийского удара, вновь замахнулся, на этот раз в другом регионе мира. Ударит ли он, как обещает, в случае, если со стороны Пхеньяна последует серьезная провокация? Белый дом, похоже, оказался, как это нередко бывает в мировой политике, в шахматной позиции цугцванг, когда каждый ход ведет к проигрышной позиции.
В случае, если Северная Корея проведет ядерные испытания, США не могут не ударить, в противном случае под угрозу будет поставлен престиж президента как сильного лидера, который выполняет свои обещания. Но КНДР не Сирия. Северокорейское руководство, конечно, бахвалится и блефует, говоря о своем ядерном потенциале. Возможности страны запускать баллистические ракеты жалки, они падают не там, где нужно, или взрываются сразу после старта (таких неудачных испытаний было уже не меньше 30), но у северных корейцев под ружье поставлено свыше 1 миллиона человек (по численности их армия больше, чем российская), и, что самое главное, у этой страны есть тяжелая артиллерия, способная нанести сокрушительный удар по 10-миллионному Сеулу, который расположен всего в 24 километрах от границы двух Корей. Наконец, в случае полномасштабных боевых действий уязвимыми становятся 35 тысяч американских военнослужащих, расквартированных на базах в Южной Корее, в зоне опасности оказываются и Японские острова, на которых также десятки тысяч американских военных.
Пока США делают ставку на дипломатические и экономические меры. Вице-президент США Майк Пенс, находящийся сейчас в рамках своего азиатского турне в Сеуле, заявил, что «эпоха стратегического терпения» по отношению к КНДР закончилась.
«Был период стратегического терпения, но эпоха стратегического терпения окончена, — подчеркнул он. — США будут поддерживать железный альянс с Южной Кореей и стремиться к миру через силу».
В Вашингтоне понимают, что неудачный пуск северокорейской ракеты (он состоялся, кстати, во время подлета Пенса к Сеулу) не ведет к деэскалации конфликта. Впереди 85-летие вооруженных сил КНДР, и эта годовщина может стать новой точкой противостояния с США. Трамп сказал на днях, что Северная Корея «представляет собой проблему», но «эта проблема будет решена». Произойти это может в том случае, если президента убедят в том, что через пару-тройку лет у Ким Чен Ына появятся средства доставки ядерных зарядов, способных поразить территорию США. И тогда размер возможных жертв в случае войны с Пхеньяном может быть признан приемлемым, ведь при ядерной атаке на Америку их может быть во много раз больше. В этой ситуации Трамп может пойти на риск.
В России войны не боятся
В России пока мало кто испытывает страх от возможного удара американцев по Северной Корее. К лидеру этой страны с его явными садистскими наклонностями мало кто испытывает симпатии. Но за событиями на востоке России все наблюдают, как за увлекательной компьютерной игрой, тем более что нынешний кризис далеко не первый и все думают, что он, как и предыдущие, закончится ничем. С некоторым равнодушием специалисты рассуждают о том, достигнет ли радиоактивное заражение пределов России. Одни уверяют, что из-за господствующей в том регионе розы ветров радиоактивное облако пойдет на юг. Другие, наоборот, уверены, что оно в течение двух часов накроет Владивосток.
«Вы можете посоветовать кого-нибудь из экспертов по КНДР?» — такой вопрос часто раздается в соцсетях от тех тружеников пера, кому нужно дать некое квалифицированное заключение. Общепризнанный авторитет — Андрей Ланьков, востоковед, сейчас работает в сеульском институте Кунмин. Он полагает, что, хотя работы над оружием массового поражения в КНДР, насколько можно судить, ведутся весьма успешно, от первого испытательного запуска нас отделяют скорее даже не месяцы, а годы — и не факт, что этот запуск пройдет успешно. Пока же нанесение удара по Северной Корее никому не нужно, оно приведет к тяжелейшим последствиям и для США, и лично для Дональда Трампа.
«Нынешняя паника в СМИ не должна приниматься всерьез, — считает Ланьков. — Хотя избрание Дональда Трампа президентом США, равно как и успехи северокорейских ракетчиков увеличивают вероятность полномасштабного конфликта на Корейском полуострове, эта вероятность все равно остается достаточно низкой».
Но есть и другие мнения. Военный обозреватель Gazeta.ru Михаил Ходоренок аккуратно подсчитал число американских военных кораблей и самолетов, которые могут принять участие в атаке на КНДР, а также число «томагавков» и других видов ракет в распоряжении США и приходит к выводу, что американская армада может несколько раз подряд снести с лица земли пункты высших звеньев управления, узлы связи, объекты противовоздушной обороны, ядерные полигоны и позиционные районы ракетных войск Северной Кореи.
«Это может произойти с такой быстротой, что Ким Чен Ын просто не успеет воспользоваться своим козырем — немногими ядерными боеприпасами, которые имеются в его распоряжении», — уверяет Ходоренок.
Но при таком варианте речь пойдет о глобальной войне с непредсказуемыми последствиями. Северокорейский режим будет уничтожен, но сам полуостров может превратиться в черную дыру, в гигантскую рану на лице Земли. Чтобы уничтожение КНДР не стало прелюдией к Третьей мировой, Трамп сейчас и потчует под пальмами председателя Си шоколадным пирогом. Россию в этой игре никто в расчет не принимает — ее влияние на Пхеньян минимально. Иран, которого с северными корейцами связывают ракетные контракты, также окажется в случае конфликта вне игры — это не его зона влияния. Западноевропейские союзники США будут призывать Белый дом семь раз примерить, прежде чем отрезать. Дональду Трампу придется принимать тяжелейшее решение, возможно, самое трудное в сфере внешней политики и безопасности Америки: «Бить или не бить, вот в чем вопрос…»