Мы живем в очень интересное и ответственное время. Украина сегодня находится в точке выбора, которая определит путь развития государственных институтов, экономики и общества на несколько следующих десятилетий. Государство имеет уникальный шанс сделать качественный рывок. Если нет — нас ожидает «болото» без развития.
Потеря Крыма и конфликт на Донбассе сильно ударили по экономике. Чтобы нарастить упущенное, мы должны расти крайне высокими темпами. Украина сегодня напоминает ситуацию Алисы в Зазеркалье: «Нужно бежать быстрее, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
Почему так? Если экономика не будет расти очень быстрыми темпами, то есть угроза создания на Украине сырьевой модели экономики. Тенденцию к этому можно увидеть в изменении структуры нашего экспорта. Поэтому мы должны действовать по принципу «изменись или проиграешь».
Да, есть сегодня и положительные моменты. В том же АПК сегодня растет экспорт продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, например, сахара, масла или отдельных видов готовой продукции. Это долгосрочный тренд, учитывая активизацию наших экспортеров на внешних рынках и работу по нетрадиционным для Украины географическим направлениям. Нам удалось сохранить общую долю машиностроения в общей структуре экспорта и это крайне важно. Замечу, что это произошло, несмотря на потерю значительного количества важных предприятий отрасли на оккупированных территориях. Но не стоит закрывать глаза и на рост сырья в украинском экспорте. Это не тенденция последних лет. Этот тренд сформировался фактически после кризиса конца «нулевых». Менять его должны мы.
Чем угрожает модель сырьевой экономики государству?
«Сырьевая игла» для экономики — это наркотик, который действует безжалостно и неотвратимо и убивает будущее общества. Экономические угрозы очевидны, это:
— технологический регресс и переход в полную зависимость от иностранных технологий и производств;
— низкий уровень инвестиций в экономику;
— зависимость от конъюнктуры мирового рынка сырья, что делает модель зависимой от внешних катаклизмов;
— низкий уровень роста экономики и ее стратегическая бесперспективность;
— научный прогресс становится не катализатором изменений, а угрозой для экономики. В некоторых случаях это то же самое, что строить экономику на производстве овса и сена для лошадей, когда кто-то уже инвестирует деньги в производство автомобилей.
Социальные угрозы менее очевидны, но более болезненные для развития. Это:
— высокий уровень безработицы и трудовой миграции. При этом уезжать будет самая квалифицированная и активная часть общества;
— снижение уровня заселения территорий, проблемы в городах, которые ранее ориентировались на производства;
— снижение уровня наполнения пенсионного фонда и коллапс системы;
— снижение уровня образования. Вместе с высоким уровнем безработицы и низким уровнем доходов населения приведет к значительному уровню преступности.
Еще раз подчеркну, что на сегодняшний день мы не идем по пути создания сырьевой модели экономики. Мы находимся в точке выбора и в отсутствие реформ нас ожидает именно эта модель.
Путь тигра
У нас есть возможность пойти и по противоположному пути. Это качественный рывок, который позволит создать на Украине модель «экономического тигра». То есть экономику, которая растет очень быстрыми темпами, как количественно так и качественно. В мире есть значительное количество таких примеров, как в Азии, так и в Европе. Универсального рецепта не существует — это совершенно разные страны. Но несколько факторов, которые характерны для всех, все же можно выделить.
Первое — это внутренний фактор реформ. Где-то это упрощение ведения бизнеса, где-то — эффективная борьба с коррупцией, где-то — уничтожение административных преград, где-то создание «зеленого света» для инвесторов на определенных территориях или в сферах, где-то налоговая реформа.
Второе — это внешний фактор. Звезды должны стать таким образом, что ситуация на мировом рынке должна быть благоприятной и для инвесторов, и для экспортеров. Но в любом случае страна должна быть очень плотно интегрирована в мировую экономику. Без этой интеграции не сработает ни один внутренний фактор.
Третье — социальный фактор. На период экономического чуда необходимо внутреннее согласие и соответствующее действие общества на активизацию в сфере образования, повышения уровня толерантности, увеличение экономической активности конкретного гражданина.
Все эти три фактора очень редко накладываются один на другой и именно поэтому появление экономического тигра это очень редкий случай, который не является распространенным трендом. На сегодня Украина имеет широкое окно возможностей. Да, у нас есть значительные проблемы, но среди них нет тех, которые нельзя решить. Но это окно возможностей не вечно. Использовать его нужно здесь и сейчас. Фактор времени, как и в случае угрозы построения сырьевой экономики крайне важен. Времени у Украины на раскачку нет.
За счет чего тигр может сделать прыжок?
Традиционно, когда говорят о возможности Украины, в первую очередь, вспоминают о природном потенциале, черноземах, залежах полезных ископаемых и тому подобное. Этот подход живет в нашей политической традиции уже не одно десятилетие. Хочется, чтобы все трезво посмотрели на него: ведь речь идет именно о построении системы на сырьевой базе.
Если мы говорим о построении экономики нового типа, нам необходимо отказаться от этой проигрышной парадигмы и сконцентрироваться на ценностях и отраслях, которые на сегодняшний день уже давно формируют экономическую повестку дня развития во всем мире.
Мы должны понять для себя одну простую вещь: первая и самая главная возможность — это человеческий потенциал. Наличие образованного, активного и технологически развитого общества — это основной фактор развития. Израиль экспортирует на Украину овощи, хотя не имеет черноземов и наших огромных запасов воды. Ирландия не имеет значительного ресурсного потенциала, но это не мешает ей «обходить на повороте» богатые ресурсами сырьевые экономики.
ЗСТ с ЕС только начинает работать в полную силу и предоставляет уникальные возможности для построения новых предприятий на Украине. Европа — это большой и богатый рынок, на который хотят полномасштабно и более глубоко зайти много компаний мира, особенно когда речь идет о азиатских компаниях. Украина интересна им в качестве производственной площадки, которая будет работать на рынок ЕС. Это касается многих отраслей промышленности. Но в любом случае речь идет не о сырье или полуфабрикатах, а продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. При этом, это может быть и работа на иностранном сырье. Наличие портов и развитая транспортная инфраструктура дает возможности для развития этого направления. Инвестиции «под рынок ЕС» как из Азии, так и из самой Европы крайне выгодны Украине. Это дополнительные производства, новые рабочие места, увеличение экспорта.
Рынки «третьих стран», которые постепенно открываются для наших экспортеров благодаря углубленному сотрудничеству с ЕС — это еще один дополнительный стимул для инвестиций. на Украине меняется сам характер и структура производства, которое ориентируется уже на новые стандарты. Если мы сегодня посмотрим статистику нашего экспорта, то увидим, что основной его рост приходится на страны Европейского Союза и рынки Азии и Африки, которые еще несколько лет назад были недоступными и непонятными для украинских экспортеров.
Итак, Украина имеет все возможности для того, чтобы за счет формирования новых промышленных площадок «под экспорт» создать новую модель экономики. Но пока что мы имеем ситуацию, когда большинство инвесторов заняли позицию ожидания. И в Европе, и в Азии много крупных корпораций прекрасно понимают все положительные моменты, которые несет им бизнес на Украине. Но при этом делают лишь первые осторожные шаги. Сейчас очень важно сохранить эти ростки доверия и приумножить их. Как только на Украине появится несколько десятков успешных кейсов от знаковых компаний, которые будут четко работать в направлениях, о которых я говорила, нас ожидает эффект «снежного кома с горы» по инвестициям.
Что нужно сделать, чтобы не упустить шанс?
1. Стратегический отказ от сырьевой модели развития и законодательное стимулирование переработки и высокотехнологичных отраслей должны стать основой для экономической политики. Умеренный дирижизм в этом контексте будет полезным. Хороший пример — это экспорт масла вместо семян подсолнечника. Это было сделано исключительно благодаря позиции законодателей.
2. Эффективная борьба с коррупцией. Весь потенциал, о котором я писала до этого, не стоит ломаного гроша, если страну будут воспринимать в качестве коррупционной площадки. Мне кажется, что в таком государстве как наше, жесткие методы борьбы нужны, но одного этого недостаточно. Эффективным будет построение электронного государства, где решения будут принимать не чиновники. Четкие и простые алгоритмы с минимумом контактов — это будущее. Электронное правительство и максимальное использование современных ИТ технологий — это ключ для построения прозрачной, антикоррупционной, современной системы и хороший сигнал для глобального крупного бизнеса.
3. Упрощение ведения бизнеса как «зеленый свет» для инвестиций. Украина на сегодня занимает 80-ю позицию по уровню легкости ведения бизнеса. При этом при получении разрешений на строительство, мы находимся на 140-й позиции по подключению к системе электроснабжения на 130-й, по налогообложению на 84-й, по международной торговле на 115-й. Я только что перечислила список позиций, без существенного продвижения по которым можно забыть о построении новых предприятий с иностранными инвестициями, которые были бы ориентированы на экспорт.