Не прошло и пяти минут с начала выступления Иванки Трамп во вторник, как аудитория стала улюлюкать и насмехаться над ней.
Это было практически неизбежно, учитывая тему и место встречи. Дочь президента Соединенных Штатов приехала в Берлин по приглашению канцлера Германии Ангелы Меркель, чтобы принять участие в дискуссии о расширении прав и возможностей женщин. Эта тема явно шла вразрез с вульгарными и женоненавистническими замечаниями ее отца по поводу женщин, которые он делал в прошлом.
Поэтому естественно, когда Иванка назвала своего отца «замечательным борцом» за права женщин, в частности, за право на оплачиваемый отпуск после рождения ребенка, в зале берлинского отеля Intercontinental послышалось хихиканье и насмешки. Проводившая встречу журналистка Мириам Мекель (Miriam Meckel) прервала Иванку, чтобы с пристрастием допросить ее о скандальных замечаниях отца по поводу женщин.
Неодобрительные возгласы в зале, а также череда вопросов стали главной темой в американских СМИ, затмив собой и само мероприятие, и выступления влиятельных женщин, собравшихся вместе с Иванкой в берлинском отеле. Среди них была королева Нидерландов Максима, директор Международного валютного фонда Кристин Лагард (Christine Lagarde) и канадский министр иностранных дел Христя Фриланд (Chrystia Freeland). Но когда толпа ополчилась на Трамп, никто так сильно не краснел, как Ангела Меркель.
Для канцлера Германии визит Иванки был исключительной возможностью наладить узы дружбы с администрацией, которая с самого начала холодно относилась к Берлину. Во время своей предвыборной кампании Трамп не раз превращал Меркель в мальчика для битья, называя ее миграционную политику «катастрофической ошибкой» и обвиняя канцлера в «разрушении Германии».
После победы Трампа на выборах отношения не улучшились. Порвав с многолетней дипломатической традицией, его команда переходного периода не позволила Госдепартаменту организовывать встречи с иностранными лидерами. Поэтому канцелярия Меркель была вынуждена обращаться за советами к уроженцу Германии и бывшему госсекретарю США Генри Киссинджеру, который порекомендовал налаживать контакты с администрацией через мужа Иванки Джареда Кушнера. «Рекомендация оказалась весьма полезной», — сказал мне в то время советник Меркель по внешней политике Кристоф Хойсген (Christoph Heusgen).
Кушнер, ныне занимающий пост старшего советника Трампа, помог организовать первую встречу Меркель с администрацией Трампа, которая состоялась в прошлом месяце в Вашингтоне. Прошла она не очень гладко. Позируя для фотографов в Овальном кабинете, Меркель несколько раз предлагала Трампу пожать ей руку перед камерами, но он не отреагировал. Еще одним признаком пренебрежительного отношения стало то, что во время встречи с деловыми кругами США и Германии канцлера усадили рядом с Иванкой, из-за чего Белый дом обвинили в дискриминации по отношению к женщинам.
Но Меркель увидела в этом благоприятную возможность. Прекрасно зная, какое огромное влияние Кушнер и Иванка имеют на президента США, она пригласила дочь Трампа на дискуссию в рамках берлинского Женского саммита за права женщин, который проводится в преддверии саммита «Большой двадцатки», запланированного на это лето.
Иванка отнеслась к приглашению серьезно. Накануне берлинской встречи она написала статью в Financial Times, назвав ее «Инвестиции в женщин дают глобальную прибыль». Там Трамп призвала осуществить реформу законодательства, чтобы помочь женщинам добиться равноправия. Она явно подготовилась и хотела остановиться на этих вопросах на круглом столе, состоявшемся во вторник. Но ведущая настояла на том, чтобы сначала задать свои вопросы.
«Немецкая аудитория незнакома с концепцией первой дочери, — сказала она, представляя американскую гостью. — Какова ваша роль? Кого вы представляете? Своего отца, президента Соединенных Штатов? Американский народ? Или свой бизнес?»
Трамп в ответ широко, хотя и немного нервно улыбнулась. «Точно не последнее», — сказала она. Ее ответ стал хорошо отрепетированным спектаклем скромности, подчеркивая готовность Иванки учиться, осваиваясь в новой должности в Белом доме. Свою работу она назвала «совершенно незнакомой».
Это может послужить Иванке уроком. Поскольку в предстоящие месяцы она будет и дальше осваиваться в своей новой роли в международных делах, ей следует быть готовой к жестким допросам по поводу своей политической компетентности. В процессе этого ей наверняка придется отвечать за те ужасные вещи, которые в прошлом говорил ее отец.
Это также предостережение для Меркель. Своими попытками наладить рабочие отношения с Белым домом она вряд ли заслужит похвалы своего электората, который был возмущен и напуган некоторыми заявлениями Трампа, прозвучавшими в ходе избирательной кампании в прошлом году. Демонстрируя чрезмерную привязанность к новой американской администрации, Меркель рискует даже своими собственными рейтингами накануне выборов, которые состоятся осенью. Трамп любит смотреть кабельные новости, и ему вряд ли понравится негативное внимание СМИ к выступлению Иванки и то, как была публично унижена его дочь. Меркель знает, насколько вспыльчив президент, и понимает, что он может обвинить ее в унижении Иванки.