Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Будет нелегко предупредить бюджетный дефицит, образующийся из-за снижения налогов. Корпоративный налог увеличивает доход почти до 2% ВВП. Снижение налога в два раза увеличит годовой дефицит почти на 1% ВВП, то есть на 200 миллиардов долларов. Ускоренный экономический рост благодаря повышению инвестиций принесет новые доходы, но, вероятно, всего около 50 миллиардов долларов в год.

Г-н Фельдштейн, председатель Совета консультантов по экономическим вопросам, профессор в Гарвардском университете и один из авторов The Wall Street Journal

Министр финансов Стивен Мнучин (Steven Mnuchin) называет предложение администрации Трампа о сокращении налогов «крупнейшей налоговой реформой в истории нашей страны». В рамках предложенной программы налоговая ставка на прибыль сократится с 35% до 15%, а индивидуальный налог, повышенный при президентах Обаме и Клинтоне, вернется к прежнему уровню.


Это заявление представляет собой первый шаг к проекту бюджета, предложенному Белым домом, в котором сочетаются налоговые планы президента с реформами оборонного бюджета и внутренней политики, в том числе касающимися программы ObamaCare. Если этот бюджет будет принят, он будет стимулировать инвестиции в бизнес, увеличит производительность и улучшит реальную заработную плату. Он также исправит ситуацию со снижением боеготовности за счет увеличения расходов на оборону с 2,6% ВВП, по меньшей мере, вновь до 4%.


Сложность состоит в том, чтобы осуществить все это, не увеличивая долгосрочных налоговых проблем. Долг федерального правительства и без того вырос более чем вдвое за последние десять лет, достигнув 75% ВВП. По расчетам Бюджетного управления Конгресса, долг вырастет более чем до 100% ВВП в ближайшие 15 лет даже без сокращения дохода с налогов или увеличения оборонного бюджета.


Более высокий уровень бюджетного дефицита может привести к росту долгосрочных процентных ставок, способных спровоцировать крах на нестабильных финансовых рынках и серьезный спад в экономике. Нынешняя нестабильность рынков отражает переоцененные активы (отношение цены к прибыли на акцию, по оценкам Standard & Poor's, сейчас находится на 70% выше исторического среднего показателя) после десяти лет заниженных процентных ставок, установленных ФРС.


Республиканцы рассчитывают провести свой налоговый проект через процесс согласования в Сенате, но здесь есть свои подводные камни. Если проект приведет к дефициту за пределами десятилетней границы, в силу вступит закон о ревизии, который положит конец сокращению налогов на десятый год. Чтобы это предотвратить, республиканцы-члены Конгресса предлагают уравновесить потерю дохода с налогов из-за изменений в налогообложении граждан, отказавшись от всех налоговых вычетов за исключением случаев благотворительных пожертвований и процентов по ипотечному кредиту. Это означает, что новые доходы поступят от одной трети налогоплательщиков, которые делают постатейный вычет — от семей с более высоким доходом, учитывая обещание Мнучина, что налоговый проект не станет подарком для богатых граждан.


В дополнение к сокращению корпоративных налогов президент Трамп предлагает схожее сокращение налогов для партнерского бизнеса и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Республиканцы в Палате представителей также пообещали позволить американским компаниям репатриировать полученную за рубежом прибыль за вычетом налога без штрафных санкций.


Будет нелегко предупредить бюджетный дефицит, образующийся из-за снижения налогов. Корпоративный налог увеличивает доход почти до 2% ВВП. Снижение налога в два раза увеличит годовой дефицит почти на 1% ВВП, то есть на 200 миллиардов долларов. Ускоренный экономический рост благодаря повышению инвестиций принесет дополнительные налоги с дохода, но, вероятно, всего около 50 миллиардов долларов в год.


Республиканцы в Конгрессе предлагают сбалансировать остальные 150 миллиардов долларов, прибегнув к системе скидок с налоговых пошлин: 20-процентный сбор в сочетании с 20-процентной субсидией на экспорт. Это позволит собрать около 120 миллиардов долларов в год, что достаточно для того, чтобы сбалансировать большую часть чистой стоимости снижения корпоративного налога.


Классическая экономика предполагает, что закон о системе скидок с налоговых пошлин увеличит стоимость доллара, снизив цены на импорт настолько, чтобы сбалансировать 20-процентный налог. Американцы, таким образом, не заметят изменения в стоимости импортируемых продуктов. Укрепление доллара никак не повлияет на стоимости нетто, которые американские экспортеры получают за товары, продаваемые за границей. Система скидок с налоговых пошлин, таким образом, является настоящим средством поднятия дохода, при котором налогом облагаются иностранные компании, экспортирующие свой товар в США.


Однако стоимость доллара может не вырасти настолько, насколько это предусмотрено в теории, поэтому американские импортеры и ритейлеры лоббируют против системы скидок с налоговых пошлин, в то время как крупнейшие экспортеры лоббируют за нее. Без этой системы, однако, снижение ставок для корпораций добавит более 1 триллиона долларов к национальному долгу США в ближайшие десять лет, снижая положительные последствия налоговой реформы на формирование капитала и угрожая повышением процентных ставок.


Уменьшить дефицит можно будет не иначе как путем замедления развития программ Medicaid, Medicare и социального обеспечения. Проекты этих программ на данный момент составляют 10,4% ВВП и в ближайшие десять лет при действии нынешних законов должны повыситься до 12,9%. Субсидии на страхование по программе ObamaCare и расширение программы Medicaid теперь стоят федеральному правительству более 200 миллиардов долларов в год. Реформа должна внести значительный вклад в уменьшение дефицита, хотя этого будет недостаточно для компенсации всех предложений Трампа.


Принятое двумя партиями при администрации Рейгана законодательство по социальному обеспечению представляет полезный исторический пример того, как компенсировать рост дефицита. Закон 1983 года повысил возрастной критерий для получения всех социальных выплат с 65 до 67 лет, при этом допуская эквивалентные выплаты в более раннем возрасте. Повышение возраста было проведено в несколько этапов и началось после значительной задержки.


За эти несколько десятков лет прогнозируемая продолжительность жизни в 67 лет выросла на три года. Повторение реформы Рейгана по постепенному увеличению возраста для получения полного соцобеспечения с 67 до 70 лет для тех людей, которым сегодня еще нет 55 лет, снизит ежегодную стоимость программ социального обеспечения примерно на 15%, или на 1% ВВП. Вместе с реформами в сфере федерального бюджета на здравоохранение этого будет достаточно, чтобы заполнить бюджетную дыру, образовавшуюся из-за налоговой реформы и увеличения оборонного бюджета.


Увеличение возраста для получения полных социальных выплат также предотвратит кризис в программе, который, по прогнозам, может наступить в 2029 году. Тогда трастовый фонд соцобеспечения будет исчерпан, что потребует или немедленного сокращения выплат на 30% или резкого повышения налогов. Постепенное повышение возраста для получения социальных выплат будет оптимальным способом предотвращения кризиса, а также снижения прогнозируемого налогового дефицита.

 

Г-н Фельдштейн — председатель Совета консультантов по экономическим вопросам, профессор в Гарвардском университете