В апреле госсекретарь Рекс Тиллерсон (Rex Tillerson) встретился со своими коллегами в Москве, а также с российским президентом Владимиром Путиным. Тиллерсон выразил обеспокоенность США в связи с тем, что двусторонние отношения находятся «на самом низком уровне». Ранее на этой неделе Тиллерсон предупредил, что поддержка Россией режима Асада в Сирии не согласуется с позицией США.
Напряженность в отношениях между США и Россией, возникшая не так давно в связи с влиянием Москвы в Сирии, является новейшей главой в нескончаемой истории попыток понять программу действий России — ее «большую стратегию».
В 2015 году в Москве была принята Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (СНБ) — документ о приоритетах, интересах страны и стоящих перед ней угрозах. В этой новой стратегии отражены целенаправленные действия по поддержке политики в области здравоохранения и образования страны. Наряду с этим в качестве перспективной области обозначено возобновление интереса к Центральной Азии и отношениям с Китаем. В документе несколько раз завуалированно упоминаются потенциальные противники, в том числе США и НАТО, но до уровня враждебности времен холодной войны риторика документа не доходит.
Однако «большая стратегия» представляет собой более широкую программу действий страны с целью задействовать все доступные инструменты власти для формирования международной системы, которая будет работать в ее пользу. Большая стратегия России включает в себя элементы НСБ, но отнюдь не ограничивается определением приоритетов — ее целью является формирование международного сообщества, которое будет устраивать Россию.
Путин не афиширует российскую большую стратегию, однако внешнеполитические инициативы, выдвигаемые Россией на протяжении последних шести месяцев, создают четкую картину его целей. В частности, большая стратегия России ориентирована на решение трех задач: создание нового, более благоприятного баланса сил в международной системе; расширение доступа к новым рынкам финансирования и экспорта и оказание активного влияния на постсоветском пространстве.
1) Создать многополярный мир путем сдерживания западных институтов
Как следует из документа 2015 года, в котором изложена НСБ, явного стремления стать мировым лидером российское государство не проявляет. Вместо этого Россия рассчитывает изменить порядок существующей международной системы, ориентированной на Запад. Здесь задача России состоит не в том, чтобы российские цели противоречили центральному порядку, а в том, чтобы добиться уважения интересов российского государства со стороны других влиятельных стран.
С этой целью в Стратегии национальной безопасности России, разработанной в 2015 году, неоднократно говорится о создании и поддержке «многополярного» международного порядка, при котором Россия будет партнером — равным Соединенным Штатам, Европейскому Союзу и Китаю. И главное в создании такого многополярного мира — сократить сферу международного влияния западных институтов.
А это значит — ставить под сомнение готовность НАТО выполнять свои обязательства, ликовать по поводу разногласий в Евросоюзе и пытаться манипулировать избирательным процессом в США и во Франции, то есть, делать все, что может вывести либеральный международный порядок из равновесия. Партнерство между Россией и Китаем — хотя еще и слабое — продолжает развиваться в качестве контраста Бреттон-Вудской мировой финансовой системы, установленной после Второй мировой войны.
Поэтому Москве выгодно, когда системы безопасности, политические и экономические институты Запада существуют и действуют в условиях неопределенности.
2) Добиться открытия рынков и отмены санкций
Вторая цель, на достижении которой сосредоточена большая стратегия России, заключается в том, чтобы обеспечить приток денежных средств в государственную казну за счет доступа к рынкам экспорта систем вооружения, нефти и газа. Краткосрочной целью является ослабление или снятие экономических санкций, введенных против Российского государства, крупных российских финансовых компаний и высокопоставленных российских чиновников после аннексии Крыма в 2014 году. Санкции в сочетании с падением цен на нефть и газ возымели действие и нанесли удар по путинскому режиму и многим российским компаниям-экспортерам. Пока эти санкции остаются в силе, они препятствуют действиям по расширению рынков сбыта российского газа, нефти и экспорта оружия.
3) Демонстрировать силу и влияние в регионе
В качестве третьего шага Москва хотела бы возобновить свое влияние и демонстрировать свою силу и мощь в традиционной сфере влияния — и на новых территориях. Российское государство стремится формировать внешнюю политику соседних государств и оказывать существенное влияние на правящие там коалиции.
Кроме того, российская политика, озвученная Путиным в марте 2014 года вскоре после аннексии Крыма, предполагает защиту русского населения за рубежом. Москва проводит более агрессивную политику влияния в бывших советских республиках, и обещание решительной «защиты» русского населения за рубежом означает возрождение России.
Цель такова: активно преобразовать регион и превратить его в кольцо из стран подопечных Москве или даже ее марионеток.
4) Еще одна задача (неофициальная) — покупать лояльность
Хотя, разумеется, это не является официальной частью стратегии национальной безопасности России, авторы нескольких написанных в последнее время книг о Путине и его стиле руководства указывают на то, что одной из главных особенностей путинского режима является передача государственных средств в частные руки. Олицетворением стиля правления Путина является обогащение лояльных элит, безнаказанность в обход принципов традиционных государственных институтов.
В частности, обычной практикой является предоставление в обмен за личную преданность выгодных контрактов, обеспечение «откатов» или игнорирование фактов получения друзьями и родственниками коррупционных доходов. Следовательно, в основе путинской власти — и, следовательно, русской большой стратегии — лежит обеспечение доступа к достаточным капиталам для распределения их между друзьями и союзниками. Попытки международных сил или внутренней оппозиции положить конец путинской системе покровительства в обмен за лояльность встречают яростное сопротивление.
Все эти скрытые стратегии помогают объяснить конечные внешнеполитические цели, к которым стремится Россия: подорвать устои возникших после Второй мировой войны и возглавляемых Западом международных режимов, основанных на международных организациях, расширении демократии и защите прав человека.
Вместо этого российские власти активно добиваются восстановления государство-центричного международного порядка, при котором особое значение придается прагматичной реальной политике — когда страны действуют не в соответствии с моральными принципами и представлениями о внешней политике, а в соответствии со своими потребностями и возможностями. По-прежнему неизвестно, как полные решимости и намеренные выполнять свои обязательства США и западные союзники собираются противодействовать реализации Россией своей большой стратегии — особенно если это предполагает активизацию действий в Сирии.